«Уровень агрессии вырос в разы»: в школах, детсадах и колледжах Челябинска увеличат штат психологов

Обратиться за помощью к специалистам можно будет лично и с помощью QR-кода

В регионе планируют создать психологическую службу. Подростки смогут туда обращаться с любым вопросом

Фото: Александр Ощепков / NGS.RU

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Министерстве просвещения России предложили увеличить штат психологов в школах, садиках и колледжах. Педагоги-психологи соглашаются: среди детей возрос уровень агрессии, и потребность в таких специалистах тоже увеличилась. Разбираемся, сколько сейчас создано реальных ставок для них и что думают об этой инициативе директора образовательных учреждений.

2–3 психолога на 500 учащихся

В Министерстве просвещения хотят изменить регламенты организации образовательной деятельности. В частности, утвердить нормативы по числу психологов в детских садах, школах и колледжах.

Сейчас четких требований по штатным единицам таких специалистов нет, есть лишь рекомендации Федеральной службы занятости от 1995 года. В документе говорится, что всё зависит от возможностей школ и садиков, но в каждом из них должно быть не менее одного психолога. Если же в учреждении более 500 учеников (воспитанников), то должно быть две-три ставки.

Предполагается, что чем крупнее садик или школа, тем больше должно быть психологов для оказания помощи детям

Предполагается, что чем крупнее садик или школа, тем больше должно быть психологов для оказания помощи детям

Фото: Ирина Иманова

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Министерстве образования и науки Челябинской области уточнили 74.RU, что количество ставок психологов определяют сами руководители образовательных учреждений.

— На сегодняшний день это носит рекомендательный характер, но мы отслеживаем ситуацию. Фактически у нас по образовательным организациям не стопроцентный охват по педагогам-психологам, но так или иначе это единичные случаи, когда в школах отсутствуют эти специалисты, — объяснила начальник службы инклюзивного образования Минобра региона Марина Меркулова. — В основном это маленькие территории, малокомплектные школы. В крупных городах и районах психологи присутствуют. Мы ежегодно проводим мониторинг, определяем не только количество педагогов-психологов, но и смотрим их уровень квалификации.

Психологическая служба

Марина Меркулова сообщила, что сейчас в регионе создается психологическая служба для детей. Подростки смогут туда обратиться с любым вопросом, и психолог им поможет.

— В психологическую службу входят главный внештатный педагог-психолог Минобра и 50 муниципальных педагогов-психологов, — уточнила Марина Меркулова. — Они отслеживают как раз укомплектованность образовательных организаций специалистами. Задачи службы — методическое сопровождение коллег, курирование вопросов и акцентирование ведущих направлений деятельности психологов. Те направления, которые актуальны в нашем регионе, а, может, даже иногда в конкретном муниципалитете. У нас есть территории, в которых, допустим, востребованы проблемы профориентационной работы, где-то профилактика суицидальной направленности, где-то буллинг.

В школах появились QR-коды, переходя по которым со смартфона, можно обратиться к психологу

В школах появились QR-коды, переходя по которым со смартфона, можно обратиться к психологу

Фото: Дарья Селенская

ПОДЕЛИТЬСЯ

По словам специалиста Минобра, с марта в образовательных учреждениях Южного Урала разместили QR-коды в общедоступных местах. По ним можно обратиться за психологической помощью.

— Это региональный проект «Почта доверия» — один из инструментов психологической службы, — продолжила Марина Меркулова. — Ребенок может задать любой интересующий его вопрос по любой тематике, и в течение пяти дней он получит ответ. Отвечают как раз те 50 муниципальных педагогов-психологов. Потом ситуация мониторится, отслеживается, какие направления, в каком муниципалитете являются наиболее востребованными среди детей. Соответственно, эта информация анализируется и этот муниципальный педагог-психолог уже курирует работу педагогов-психологов в образовательных организациях.

«Не выдерживают нагрузки»

В Минобре отметили, что сейчас всё больше руководителей образовательных учреждений приходят к выводу, что нужно увеличивать штат психологов. Чем больше у них учащихся, тем больше должно быть специалистов. Так, например, в самой большой по численности челябинской школе № 116 в Чурилово (4900 учащихся) работают 6 педагогов-психологов.

— На следующий год мы думаем еще увеличить штат, я считаю, что психологи очень нужны и востребованы, — поделилась своим мнением с 74.RU директор школы № 116 Татьяна Трапезникова. — Работа выстроена так, что перед каждым специалистом стоит своя определенная задача. Кто-то работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, кто-то — с выпускниками, снимает у них тревожность перед экзаменами. Другие занимаются с младшим звеном, адаптируют их к переходу в среднюю школу. И, безусловно, постоянно проводится работа с родителями. Получается такой комплексный подход.

В школе в Чурилово, в которой почти пять тысяч учеников (в трех филиалах), работают шесть психологов

В школе в Чурилово, в которой почти пять тысяч учеников (в трех филиалах), работают шесть психологов

Фото: Леонид Меньшенин

ПОДЕЛИТЬСЯ

Но школа с шестью психологами в штате — скорее, исключение. В основном в школах Челябинска на 1300 учащихся приходится один психолог. С такой нагрузкой многие специалисты не выдерживают и увольняются. Плюс сказывается невысокая зарплата.

— В садике сейчас психолог получает почти 40 тысяч рублей, и это еще более-менее, ведь там порядка трехсот детей. А в школе он получает меньше учителей — в среднем 35 тысяч, — рассказал 74.RU на условиях анонимности педагог-психолог. — В школах проблема с психологами остро стоит, потому что детей много, а специалист один. Получается, он отвечает вообще за всё, но это невозможно. И многие, в особенности молодые специалисты, просто не выдерживают такой нагрузки и уходят. Тогда школа остается без сопровождения.

Идеальная модель

Педагог-психолог Центра психолого-педагогической комиссии Курчатовского района Мария Гракова подтверждает, что в образовательных учреждениях не хватает психологических служб.

— В образовательные организации нужно внедрять по несколько психологов, чтобы это прям была психологическая служба. У нас сейчас и суициды, и уровень агрессии среди населения возрос в разы просто, — говорит Мария Гракова. — Очень важна работа с родителями, их просвещение. Потому что мы понимаем, что голова — это всегда родитель. Когда мы работаем только с ребенком, мы совершаем бег по кругу. Большая работа должна проводиться в паре — социальный педагог и психолог, чтобы выходить на родителей, знать семьи, знать условия проживания детей, стили воспитания, которые в семье существуют. Когда психологическая служба сформирована в нужном объеме, тогда правильно распределена нагрузка и каждый психолог отвечает за свое направление. Если мы говорим о качестве психологического сопровождения, то это должно быть именно так.

Другие инициативы Минпросвещения

С 1 сентября 2023 года во всех школах страны, в том числе в Челябинской области, введут новый стандарт образования. Детям начнут преподавать на основе единой программы, чтобы уравнять базовые знания. Мы спросили представителей Минобра региона, директоров школ и педагогов, что они думают об этой реформе.

«Уровень агрессии вырос в разы»: в школах, детсадах и колледжах Челябинска увеличат штат психологов
Пролистать наверх