Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания на уровне субъекта Российской Федерации (направлены письмом Минпросвещения России от 7 апреля 2021 г. N 06-433) Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) в субъекте Российской Федерации предполагает собой разработку и реализацию региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий по реализации Стратегии (далее — региональный план мероприятий). Региональная специфика реализации Стратегии Региональный план мероприятий должен конкретизировать и детализировать план мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-р (далее — план мероприятий), при выполнении его в субъекте Российской Федерации, учитывая социально-экономические, демографические, экологические (эколого- и климато-географические), этнокультурные региональные особенности. Разработчики должны определить приоритеты в реализации Стратегии в конкретном регионе исходя из традиций воспитания, сложившихся в регионе, инфраструктуры воспитания и социальной ситуации, в которой происходит реализация Стратегии в конкретном регионе. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий предполагает предварительный анализ социальной ситуации в регионе. Социальная ситуация в регионе представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей. При разработке региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий должны быть выявлены основные социальные проблемы, возможные социальные риски и трудности реализации, одновременно с этим должны быть выявлены те организации, которые смогут стать системообразующим звеном в реализации регионального плана мероприятий. Это могут быть как образовательные организации, так и общественные объединения (ассоциации). Региональный план мероприятий должен строиться на основе структуры федерального плана и иметь следующие разделы: 1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания; 2) совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания; 3) развитие кадрового потенциала; 4) развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания; 5) развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания; 6) развитие информационных механизмов в сфере воспитания; 7) управление реализацией Стратегии. При этом в региональном плане мероприятий необходимо предусмотреть мероприятия по всем основным направлениям развития воспитания: 1) поддержку семейного воспитания; 2) развитие воспитания в системе образования; 3) расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; 4) поддержку общественных объединений в сфере воспитания (в т.ч. Российского движения школьников); 5) гражданское воспитание; 6) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 7) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 8) приобщение детей к культурному наследию; 9) популяризацию научных знаний среди детей; 10) физическое развитие и формирование культуры здоровья; 11) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 12) экологическое воспитание. Ресурсная база реализации регионального плана мероприятий При разработке регионального плана мероприятий должен быть проведен общий анализ ресурсной базы региона, включая анализ инфраструктуры воспитания, кадрового потенциала, выделены адресаты мероприятий, которые будут предусмотрены планом, определены ценностные ориентиры региональной системы воспитания, проанализированы виды обратной связи с ключевыми адресатами плана, описаны планируемые виды контроля. При разработке регионального плана мероприятий целесообразно предусмотреть: — инвариантую часть и его вариативную составляющую (зависящую от особенностей и возможностей региона и его ресурсов, в том числе финансовых); — возможные риски реализации плана и способы их компенсации; — необходимость учета и представления вариативности характеристик регионального плана мероприятий с учетом специфики разных типов поселений (пример Московской области — наукограды, турцентры, промышленные центры; ближайшее Подмосковье, отдаленные сельские поселения, моногорода, и т.д. — с учетом специфики субъектов Российской Федерации). Для ряда ситуаций целесообразно говорить о возможностях ресурсов территории (при наличии ее особых воспитательно значимых признаков, ресурсов отраслей, корпораций, социальных партнеров и спонсоров). 1) Инфраструктура воспитания представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей, и предполагает защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья, создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. Инфраструктура воспитания может быть представлена следующими видами организаций: — органы координации деятельности инфраструктуры как сложной по своему составу, но единой и целостной системы; — образовательные организации общего, профессионального и дополнительного профессионального образования; — образовательные организации дополнительного образования; — детские оздоровительные лагеря всех типов; — общественные организации и объединения; — прочие организации, ведущие воспитательную и просветительскую работу (музеи, библиотеки); — научные и инновационные центры при организациях высшего образования и коммерческих организациях; — организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — клубные организации для детей и родителей; — службы комплексной (социальной, правовой, психологической, педагогической, медицинской и др.) помощи семье и детям (опеки и попечительства, центры помощи семье и детям, приюты и др.). В целом исключительная роль образовательных организаций как основных воспитательных структур с позиции педагогического прогнозирования реализуется в условиях интеграции с организациями других видов, что будет приобретать приоритетное значение. Анализ инфраструктуры должен быть направлен на определение возможностей и места разного рода организаций в реализации региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий. 2) Кадры. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий требует анализа кадровых ресурсов с точки зрения их готовности к реализации основных направлений воспитания, обозначенных в Стратегии. Для развития кадрового потенциала реализации регионального плана мероприятий необходимо, в первую очередь, привлечь образовательные организации высшего образования педагогической направленности и институты повышения квалификации как в процесс подготовки новых кадров, так и дополнительной подготовки специалистов сферы воспитания и дополнительного образования детей, не имеющих профильного педагогического образования. 3) Адресат. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий должна предполагать охват мероприятиями максимального количества граждан Российской Федерации до 18 лет, а также привлечение к реализации и проведению мероприятий всех специалистов в области воспитания, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов по работе с молодежью, широкое привлечение научно-педагогической, родительской общественности, других заинтересованных общественных организаций (объединений). Механизмы и показатели реализации Стратегии При реализации Стратегии необходимо контролировать на региональном уровне выполнение ключевых показателей эффективности, которые при обобщении войдут в структуру федеральных показателей эффективности реализации Стратегии. Перечень показателей эффективности реализации Стратегии утверждается приказом Минпросвещения России. Формы отчетности о реализации Стратегии В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии предусмотрен ежегодный мониторинг эффективности реализации Стратегии. В связи с этим субъектам Российской Федерации необходимо представлять информацию об изменениях в нормативных правовых документах, регулирующих сферу воспитания в субъекте Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии, а также эффективности реализации Стратегии, ежегодно в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным периодом. Контактная информация и дополнительные материалы Сотрудник Минпросвещения России, курирующий вопросы реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, — заместитель начальника отдела по развитию региональной политики в сфере воспитания детей Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Владимирова Ольга Сергеевна, телефон (495) 587-01-10, доб. 3421, адрес электронной почты vladimirova-os@edu.gov.ru. ______________________________ * Направлены для использования в работе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 07.04.2021 N 06-433.

Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания на уровне субъекта Российской Федерации (направлены письмом Минпросвещения России от 7 апреля 2021 г. N 06-433)

 

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) в субъекте Российской Федерации предполагает собой разработку и реализацию региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий по реализации Стратегии (далее — региональный план мероприятий).

 

Региональная специфика реализации Стратегии

 

Региональный план мероприятий должен конкретизировать и детализировать план мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-р (далее — план мероприятий), при выполнении его в субъекте Российской Федерации, учитывая социально-экономические, демографические, экологические (эколого- и климато-географические), этнокультурные региональные особенности.

Разработчики должны определить приоритеты в реализации Стратегии в конкретном регионе исходя из традиций воспитания, сложившихся в регионе, инфраструктуры воспитания и социальной ситуации, в которой происходит реализация Стратегии в конкретном регионе.

Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий предполагает предварительный анализ социальной ситуации в регионе. Социальная ситуация в регионе представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей. При разработке региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий должны быть выявлены основные социальные проблемы, возможные социальные риски и трудности реализации, одновременно с этим должны быть выявлены те организации, которые смогут стать системообразующим звеном в реализации регионального плана мероприятий. Это могут быть как образовательные организации, так и общественные объединения (ассоциации).

Региональный план мероприятий должен строиться на основе структуры федерального плана и иметь следующие разделы:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания;

2) совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания;

3) развитие кадрового потенциала;

4) развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания;

5) развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания;

6) развитие информационных механизмов в сфере воспитания;

7) управление реализацией Стратегии.

При этом в региональном плане мероприятий необходимо предусмотреть мероприятия по всем основным направлениям развития воспитания:

1) поддержку семейного воспитания;

2) развитие воспитания в системе образования;

3) расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;

4) поддержку общественных объединений в сфере воспитания (в т.ч. Российского движения школьников);

5) гражданское воспитание;

6) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

7) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

8) приобщение детей к культурному наследию;

9) популяризацию научных знаний среди детей;

10) физическое развитие и формирование культуры здоровья;

11) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

12) экологическое воспитание.

Ресурсная база реализации регионального плана мероприятий

 

При разработке регионального плана мероприятий должен быть проведен общий анализ ресурсной базы региона, включая анализ инфраструктуры воспитания, кадрового потенциала, выделены адресаты мероприятий, которые будут предусмотрены планом, определены ценностные ориентиры региональной системы воспитания, проанализированы виды обратной связи с ключевыми адресатами плана, описаны планируемые виды контроля.

При разработке регионального плана мероприятий целесообразно предусмотреть:

— инвариантую часть и его вариативную составляющую (зависящую от особенностей и возможностей региона и его ресурсов, в том числе финансовых);

— возможные риски реализации плана и способы их компенсации;

— необходимость учета и представления вариативности характеристик регионального плана мероприятий с учетом специфики разных типов поселений (пример Московской области — наукограды, турцентры, промышленные центры; ближайшее Подмосковье, отдаленные сельские поселения, моногорода, и т.д. — с учетом специфики субъектов Российской Федерации).

Для ряда ситуаций целесообразно говорить о возможностях ресурсов территории (при наличии ее особых воспитательно значимых признаков, ресурсов отраслей, корпораций, социальных партнеров и спонсоров).

1) Инфраструктура воспитания представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей, и предполагает защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья, создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.

Инфраструктура воспитания может быть представлена следующими видами организаций:

— органы координации деятельности инфраструктуры как сложной по своему составу, но единой и целостной системы;

— образовательные организации общего, профессионального и дополнительного профессионального образования;

— образовательные организации дополнительного образования;

— детские оздоровительные лагеря всех типов;

— общественные организации и объединения;

— прочие организации, ведущие воспитательную и просветительскую работу (музеи, библиотеки);

— научные и инновационные центры при организациях высшего образования и коммерческих организациях;

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— клубные организации для детей и родителей;

— службы комплексной (социальной, правовой, психологической, педагогической, медицинской и др.) помощи семье и детям (опеки и попечительства, центры помощи семье и детям, приюты и др.).

В целом исключительная роль образовательных организаций как основных воспитательных структур с позиции педагогического прогнозирования реализуется в условиях интеграции с организациями других видов, что будет приобретать приоритетное значение.

Анализ инфраструктуры должен быть направлен на определение возможностей и места разного рода организаций в реализации региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий.

2) Кадры. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий требует анализа кадровых ресурсов с точки зрения их готовности к реализации основных направлений воспитания, обозначенных в Стратегии. Для развития кадрового потенциала реализации регионального плана мероприятий необходимо, в первую очередь, привлечь образовательные организации высшего образования педагогической направленности и институты повышения квалификации как в процесс подготовки новых кадров, так и дополнительной подготовки специалистов сферы воспитания и дополнительного образования детей, не имеющих профильного педагогического образования.

3) Адресат. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий должна предполагать охват мероприятиями максимального количества граждан Российской Федерации до 18 лет, а также привлечение к реализации и проведению мероприятий всех специалистов в области воспитания, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов по работе с молодежью, широкое привлечение научно-педагогической, родительской общественности, других заинтересованных общественных организаций (объединений).

Механизмы и показатели реализации Стратегии

 

При реализации Стратегии необходимо контролировать на региональном уровне выполнение ключевых показателей эффективности, которые при обобщении войдут в структуру федеральных показателей эффективности реализации Стратегии.

Перечень показателей эффективности реализации Стратегии утверждается приказом Минпросвещения России.

 

Формы отчетности о реализации Стратегии

 

В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии предусмотрен ежегодный мониторинг эффективности реализации Стратегии. В связи с этим субъектам Российской Федерации необходимо представлять информацию об изменениях в нормативных правовых документах, регулирующих сферу воспитания в субъекте Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии, а также эффективности реализации Стратегии, ежегодно в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным периодом.

 

Контактная информация и дополнительные материалы

 

Сотрудник Минпросвещения России, курирующий вопросы реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, — заместитель начальника отдела по развитию региональной политики в сфере воспитания детей Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Владимирова Ольга Сергеевна, телефон (495) 587-01-10, доб. 3421, адрес электронной почты vladimirova-os@edu.gov.ru.

 

______________________________

* Направлены для использования в работе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 07.04.2021 N 06-433.

 

Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания на уровне субъекта Российской Федерации (направлены письмом Минпросвещения России от 7 апреля 2021 г. N 06-433) Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) в субъекте Российской Федерации предполагает собой разработку и реализацию региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий по реализации Стратегии (далее — региональный план мероприятий). Региональная специфика реализации Стратегии Региональный план мероприятий должен конкретизировать и детализировать план мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-р (далее — план мероприятий), при выполнении его в субъекте Российской Федерации, учитывая социально-экономические, демографические, экологические (эколого- и климато-географические), этнокультурные региональные особенности. Разработчики должны определить приоритеты в реализации Стратегии в конкретном регионе исходя из традиций воспитания, сложившихся в регионе, инфраструктуры воспитания и социальной ситуации, в которой происходит реализация Стратегии в конкретном регионе. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий предполагает предварительный анализ социальной ситуации в регионе. Социальная ситуация в регионе представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей. При разработке региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий должны быть выявлены основные социальные проблемы, возможные социальные риски и трудности реализации, одновременно с этим должны быть выявлены те организации, которые смогут стать системообразующим звеном в реализации регионального плана мероприятий. Это могут быть как образовательные организации, так и общественные объединения (ассоциации). Региональный план мероприятий должен строиться на основе структуры федерального плана и иметь следующие разделы: 1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания; 2) совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания; 3) развитие кадрового потенциала; 4) развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания; 5) развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания; 6) развитие информационных механизмов в сфере воспитания; 7) управление реализацией Стратегии. При этом в региональном плане мероприятий необходимо предусмотреть мероприятия по всем основным направлениям развития воспитания: 1) поддержку семейного воспитания; 2) развитие воспитания в системе образования; 3) расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; 4) поддержку общественных объединений в сфере воспитания (в т.ч. Российского движения школьников); 5) гражданское воспитание; 6) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 7) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 8) приобщение детей к культурному наследию; 9) популяризацию научных знаний среди детей; 10) физическое развитие и формирование культуры здоровья; 11) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 12) экологическое воспитание. Ресурсная база реализации регионального плана мероприятий При разработке регионального плана мероприятий должен быть проведен общий анализ ресурсной базы региона, включая анализ инфраструктуры воспитания, кадрового потенциала, выделены адресаты мероприятий, которые будут предусмотрены планом, определены ценностные ориентиры региональной системы воспитания, проанализированы виды обратной связи с ключевыми адресатами плана, описаны планируемые виды контроля. При разработке регионального плана мероприятий целесообразно предусмотреть: — инвариантую часть и его вариативную составляющую (зависящую от особенностей и возможностей региона и его ресурсов, в том числе финансовых); — возможные риски реализации плана и способы их компенсации; — необходимость учета и представления вариативности характеристик регионального плана мероприятий с учетом специфики разных типов поселений (пример Московской области — наукограды, турцентры, промышленные центры; ближайшее Подмосковье, отдаленные сельские поселения, моногорода, и т.д. — с учетом специфики субъектов Российской Федерации). Для ряда ситуаций целесообразно говорить о возможностях ресурсов территории (при наличии ее особых воспитательно значимых признаков, ресурсов отраслей, корпораций, социальных партнеров и спонсоров). 1) Инфраструктура воспитания представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей, и предполагает защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья, создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. Инфраструктура воспитания может быть представлена следующими видами организаций: — органы координации деятельности инфраструктуры как сложной по своему составу, но единой и целостной системы; — образовательные организации общего, профессионального и дополнительного профессионального образования; — образовательные организации дополнительного образования; — детские оздоровительные лагеря всех типов; — общественные организации и объединения; — прочие организации, ведущие воспитательную и просветительскую работу (музеи, библиотеки); — научные и инновационные центры при организациях высшего образования и коммерческих организациях; — организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — клубные организации для детей и родителей; — службы комплексной (социальной, правовой, психологической, педагогической, медицинской и др.) помощи семье и детям (опеки и попечительства, центры помощи семье и детям, приюты и др.). В целом исключительная роль образовательных организаций как основных воспитательных структур с позиции педагогического прогнозирования реализуется в условиях интеграции с организациями других видов, что будет приобретать приоритетное значение. Анализ инфраструктуры должен быть направлен на определение возможностей и места разного рода организаций в реализации региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий. 2) Кадры. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий требует анализа кадровых ресурсов с точки зрения их готовности к реализации основных направлений воспитания, обозначенных в Стратегии. Для развития кадрового потенциала реализации регионального плана мероприятий необходимо, в первую очередь, привлечь образовательные организации высшего образования педагогической направленности и институты повышения квалификации как в процесс подготовки новых кадров, так и дополнительной подготовки специалистов сферы воспитания и дополнительного образования детей, не имеющих профильного педагогического образования. 3) Адресат. Разработка региональной программы развития воспитания и регионального плана мероприятий должна предполагать охват мероприятиями максимального количества граждан Российской Федерации до 18 лет, а также привлечение к реализации и проведению мероприятий всех специалистов в области воспитания, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов по работе с молодежью, широкое привлечение научно-педагогической, родительской общественности, других заинтересованных общественных организаций (объединений). Механизмы и показатели реализации Стратегии При реализации Стратегии необходимо контролировать на региональном уровне выполнение ключевых показателей эффективности, которые при обобщении войдут в структуру федеральных показателей эффективности реализации Стратегии. Перечень показателей эффективности реализации Стратегии утверждается приказом Минпросвещения России. Формы отчетности о реализации Стратегии В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии предусмотрен ежегодный мониторинг эффективности реализации Стратегии. В связи с этим субъектам Российской Федерации необходимо представлять информацию об изменениях в нормативных правовых документах, регулирующих сферу воспитания в субъекте Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии, а также эффективности реализации Стратегии, ежегодно в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным периодом. Контактная информация и дополнительные материалы Сотрудник Минпросвещения России, курирующий вопросы реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, — заместитель начальника отдела по развитию региональной политики в сфере воспитания детей Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Владимирова Ольга Сергеевна, телефон (495) 587-01-10, доб. 3421, адрес электронной почты vladimirova-os@edu.gov.ru. ______________________________ * Направлены для использования в работе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 07.04.2021 N 06-433.
Пролистать наверх