ДВЕ ТЫСЯЧИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ «УРОКИ НАСТОЯЩЕГО»

Образовательный центр «Сириус» завершил пятый сезон проекта «Уроки настоящего».

Более двух тысяч школьников из 56 регионов и 235 школ и центров дополнительного образования весь учебный год знакомились с лидерами в области науки и производства и решали исследовательские и научно-технологические задачи от компаний-партнеров: СПбГУ, Росатома, Яндекса, СИБУРа, Нейроботикса, Объединенного института ядерных исследований и Концерна ВКО «Алмаз – Антей». Больше всего студий было открыто в Республике Башкортостан, Краснодарском и Ставропольском краях, Кемеровской, Ленинградской, Тамбовской, Томской и Челябинской областях.

Эксперты провели восемь онлайн-лекций, оценили более 700 решений школьников и дали более 300 ответов на вопросы по задачам циклов в рамках онлайн-консультаций.

В рамках цикла от комбината «Электрохимприбор» ГК «Росатом» участники проекта подробнее познакомились с актуальными проблемами в энергетической области, попытались найти пути их решения, представив свои идеи альтернативных источников энергии и разработав 3D-модели энергосистем будущего. Ребята не только работали в специализированных программах, но и делали экономические расчеты и составляли бизнес-презентации. Для решения задачи цикла студийцы лицея №110 г. Екатеринбурга посещали местный «Кванториум», а участники студии гимназии №1 имени Н. Островского г. Туапсе (Краснодарский край) — оздоровительный комплекс «Прометей», для которого, пообщавшись с главным инженером-энергетиком, придумали свою энергосистему.

На «Уроках настоящей ядерной физики» участники проекта узнали про Большой взрыв, современные установки, космические частицы и методы обнаружения различных типов физических частиц, собрали модель детектора физических частиц на примере камеры Вильсона и с помощью нее пытались увидеть и зафиксировать следы (треки) частиц. Некоторым студиям пришлось сделать для этого 5, 10 и даже 20 попыток, а школьники из лицея №13 г. Троицка (Челябинская область) смогли это сделать с первого раза.

В цикле «Уроки настоящих психолингвистических экспериментов» участникам было предложено повторить один из уже проведенных ранее и описанных в статьях психолингвистических экспериментов (направленный на описание того, как хранится язык в нашей голове), т.е. сделать так называемую реплику уже проведенного исследования. Студийцы школы г. Колпашево (Томская область) проанализировали проявления дислексии у учащихся 1–4 классов, опросив для этого около 500 (!) респондентов.

«Может показаться, что задание лишь учебное, но на самом деле это не так: повторение эксперимента на новой выборке участников позволяет получить новые данные, которые могут совпасть с уже имеющимися, а могут и отличаться. Таким образом, мы в любом случае получаем новое научное знание, — отметила научный лидер второго цикла, российский психо- и нейролингвист, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, профессор СПбГУ, член-корреспондент РАО, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. — Школьники попробовали провести эксперимент и получили таким образом навыки экспериментальной работы, которые могут пригодиться им в их исследовательской деятельности, необязательно в области психолингвистики».

Участие в проекте «Уроки настоящего» позволяет ребятам познакомиться с разными направлениями научных исследований, что особенно ценно и важно на современном этапе развития науки, когда появляется всё больше междисциплинарных проектов.

«Уверена, что проект очень важен в профориентационном плане: школьники могут на практике — выполняя задание в той или иной области — понять, чем им больше всего интересно заниматься в данный момент, — добавляет Татьяна Владимировна. — Возможно, для кого-то из них то направление, о котором они узнали в рамках проекта «Уроки настоящего», станет делом всей жизни».

«Уроки настоящего» — проект не одного лишь направления. Программирование, экономика, 3D-моделирование и лингвистика — за этот учебный год мы успели попробовать себя во всех этих областях и не только. Пусть наша команда и состоит из учеников IT-класса, все мы развиваемся не только в этом направлении: каждый имеет свои интересы и хобби, свое видение проблемы и её решения, поэтому столь разноплановые кейсы дали возможность каждому из нас проявить себя, — поделилась руководитель студии школы №7 г. Колпашево Виктория Жукова. — Мы поняли, что просто решить задачу недостаточно: нужно уметь представить свою работу, показать ее лучшие стороны и особенности, доказать эксперту, что твое решение уникально».

Участники, чье решение хотя бы один раз было признано одним из лучших решений месяца и кто выполнил задачи не менее пяти циклов, были признаны победителями проекта. Ими стали 95 школьников из 17 студий. Они будут награждены дипломами. А более 400 школьников будут отмечены сертификатами, как активные участники проекта. Участники студий гимназии №1 имени Н. Островского г. Туапсе (Краснодарский край), гимназии №1 г. Оренбурга, гимназии №426 г. Санкт-Петербурга и школы №2 г. Ленинска-Кузнецкого (Кемеровская область) двукратно представили одно из лучших решений, а студийцы школы №28 г. Калининграда — три раза.

Поздравляем победителей и благодарим всех участников проекта, которые были с нами весь учебный год! Будем рады видеть вас и ваших друзей на проекте в 2022–2023 учебном году! 

Прием заявок на новую программу начнется в августе 2022 года. Подробнее узнать о проекте и регламенте участия можно на сайте.

На фото участники студии «Уроки настоящего» гимназии №426 города Санкт-Петербурга

ДВЕ ТЫСЯЧИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ «УРОКИ НАСТОЯЩЕГО»
Пролистать наверх