Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 28 мая 2021 г. N МН-5/1091 «О направлении информации»

Рекомендации Минобрнауки помогут вузам перейти на новые принципы формирования стандартов профобразования

С 1 сентября 2021 г. изменится подход к формированию стандартов профобразования. Изменения направлены на создание правовых условий:

— для расширения перечня компетенций, формируемых у студентов вузов;

— для возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

В связи с этим Минобрнауки подготовило рекомендации вузам.

Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 28 мая 2021 г. N МН-5/1091 «О направлении информации»

 

В связи с принятием Федерального закона от 26 мая 2021 N 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 144-ФЗ) (вступает в силу 1 сентября 2021 г.) Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России разъясняет некоторые вопросы разработки и реализации образовательных программ высшего образования.

Федеральный закон N 144-ФЗ направлен на создание правовых условий для расширения перечня компетенций, формируемых у обучающихся по образовательным программам высшего образования, а также возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Федеральный закон N 144-ФЗ вносит в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании) изменения, касающиеся разработки образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — организации), разработки и применения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО) и примерных основных образовательных программ высшего образования (далее — ПООП ВО), получения обучающимися квалификаций по результатам освоения образовательных программ высшего образования.

Федеральным законом об образовании в редакции Федерального закона N 144-ФЗ установлено, что образовательные программы высшего образования разрабатываются организациями в соответствии с ФГОС ВО.

ПООП ВО разрабатываться и применяться не будут.

Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями на основе профессиональных стандартов (при наличии). При этом образовательные программы могут включать в себя компетенции, отнесенные не только к одной специальности или направлению подготовки. Предусмотрены следующие варианты включения компетенций в образовательные программы:

компетенции, отнесенные к нескольким специальностям, направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования;

компетенции, отнесенные к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

компетенции, отнесенные к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности. Указанные области и виды профессиональной деятельности устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством (области и виды профессиональной деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты).

Образовательная программа высшего образования может предусматривать возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций. Получение нескольких квалификаций является академическим правом обучающихся.

Предусмотрено бесплатное профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (далее — профессиональная подготовка) в пределах образовательной программы высшего образования.

В соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ ФГОС ВО будут разрабатываться в следующих вариантах:

по уровням образования;

по специальностям и направлениям подготовки;

по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

по областям и видам профессиональной деятельности.

Федеральный закон N 144-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2021 г.

В целях подготовки к реализации Федерального закона N 144-ФЗ организациям необходимо по реализуемым направлениям подготовки (специальностям) высшего образования проработать вопрос о возможности и целесообразности:

расширения перечня компетенций, формируемых у обучающихся, имея в виду включение в образовательные программы компетенций, отнесенных к нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки, к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности;

одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций в результате освоения образовательной программы.

Поскольку основой для разработки образовательных программ высшего образования являются ФГОС ВО, в том числе по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, по областям и видам профессиональной деятельности, организация разрабатывает и утверждает образовательную программу высшего образования только при наличии соответствующего ФГОС ВО.

Вместе с тем, до разработки указанных ФГОС ВО организации могут в соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ:

расширять перечень профессиональных компетенций, включаемых в образовательные программы высшего образования;

проводить профессиональную подготовку в пределах образовательных программ высшего образования.

Необходимо иметь в виду, что если прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществлялся по конкретным направлениям подготовки (специальностям), то перевод обучающихся на обучение по образовательным программам, предусматривающим формирование компетенций, выходящих за рамки конкретного направления подготовки (специальности), осуществляется с согласия обучающихся. Проведение профессиональной подготовки в пределах образовательных программ высшего образования также осуществляется с согласия обучающихся.

 

Директор Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В. Рябко

 

Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 28 мая 2021 г. N МН-5/1091 «О направлении информации»
Пролистать наверх