Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. N АК-285/03 «О финансировании услуг, предоставляемых частными образовательными организациями»

Минпросвещения подготовило разъяснения о финансировании частных детских садов

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. N АК-285/03 «О финансировании услуг, предоставляемых частными образовательными организациями»

Присмотр и уход за детьми — это не образовательная деятельность.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение в частный детский сад, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок оплаты. Увеличение стоимости после заключения договора не допускается, за исключением увеличения на уровень инфляции.

Механизм предоставления субсидий частным детсадам определен БК.

Учредители частных детсадов сами устанавливают размер и порядок внесения родительской платы за услуги по присмотру и уходу. В размер родительской платы не включаются расходы на реализацию основной образовательной программы и стоимость платных образовательных услуг.

С 1 июля 2021 г. вступает в силу новый Закон о госконтроле (надзоре) и муниципальном контроле.

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. N АК-285/03 «О финансировании услуг, предоставляемых частными образовательными организациями»

 

В связи с часто задаваемыми вопросами, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителями образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, частной формы собственности (далее — ЧДОО) и родителями (законными представителями) воспитанников, получающих дошкольное образование в ЧДОО и у индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность на основании лицензии (далее — ИП), Минпросвещения России в дополнение к письму от 8 мая 2020 г. N ВБ-985/03 сообщает.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательной считается деятельность по реализации образовательных программ. При этом на основании пункта 34 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ присмотр и уход за детьми является сопряженной услугой и не является образовательной деятельностью по смыслу Федерального закона N 273-ФЗ.

Дополнительные образовательные услуги — это услуги, оказываемые в рамках реализации программ дополнительного образования (статьи 75 и 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Образовательные организации, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ, вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, в том числе дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы; общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы.

В соответствии с частью 4 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Также следует иметь в виду, что на основании части 1, пункта 6 части 3 статьи 28 и части 1 статьи 101 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации самостоятельны в осуществлении в том числе образовательной, финансово-экономической деятельности и вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

При оказании платных образовательных услуг по реализации программ дополнительного образования ЧДОО и ИП обязаны в своей деятельности руководствоваться статьями 54 и 101 Федерального закона N 273-ФЗ, Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1441 (далее — Правила N 1441).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Организации, ведущие образовательную деятельность за счет бюджетных средств, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (часть 2 статьи 101 Федерального закона N 273-ФЗ, пункты 3, 4 Правил N 1441).

Получение воспитанниками ЧДОО и ИП таких услуг должно регламентироваться договорами (с учетом примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 8).

При этом ЧДОО и ИП до заключения договора об образовании и в период его действия обязаны предоставлять достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе документ о порядке оказания платных образовательных услуг, образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (пункт 4 части 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 10 Правил N 1441).

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции (часть 3 статьи 54 Федерального закона N 273-ФЗ; пункт 9 Правил N 1441).

На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ финансовое обеспечение получения дошкольного образования в ЧДОО и в частных общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и осуществляется посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ.

Аналогичная норма закреплена подпунктом 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 184-ФЗ).

При этом следует отметить, что предоставление субсидий организациям, не указанным в пункте 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ и подпункте 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, может осуществляться на основании иных норм федерального законодательства.

Механизм предоставления субсидий ЧДОО определен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ). Так, пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ установлена возможность предусмотреть в федеральном законе о федеральном бюджете субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.

Субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, могут предусматриваться в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

На основании части 2 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ учредители ЧДОО наделены правом самостоятельно устанавливать размер, а также порядок расчета, изменения, взимания и использования родительской платы за оказание услуг по присмотру и уходу.

Обращаем особое внимание, что на основании части 4 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ в размер родительской платы не допускается включение расходов на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Департамент отмечает, что в размер родительской платы за присмотр и уход не должна включаться и стоимость платных образовательных услуг.

К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится в том числе государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ).

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, в настоящее время применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлений государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом указанных в пунктах 4.2-4.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

С 1 июля 2021 г. вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном Контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

 

Статс-секретарь —
заместитель министра
А.А. Корнеев

 

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. N АК-285/03 «О финансировании услуг, предоставляемых частными образовательными организациями»
Пролистать наверх