Константин Ушинский: русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России



Константин Ушинский: русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России

 

news

Фото: Минпросвещения России

В Год педагога и наставника по всей России открываются памятники Константину Ушинскому и памятные доски.

Так, при участии Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова скульптурно-архитектурная композиция, посвященная Константину Ушинскому, была торжественно открыта во внутреннем дворе Московского педагогического государственного университета.

Мемориальная доска, посвященная основоположнику российской педагогической науки появилась и в Тульском государственном педуниверситете имени Л.Н. Толстого.

Каков был путь к знаниям будущего педагога, писателя, основоположника российской педагогики и в чем особенность его учения?

Константин Дмитриевич Ушинский родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1823 года в Туле в дворянской семье. Он окончил юридический факультет Московского университета. Преподавательскую деятельность начал в Ярославле в Демидовском лицее, затем переехал в Петербург, некоторое время работал в Гатчинском сиротском институте, где стал инспектором. Он самостоятельно изучил педагогическую науку и выступал в изданиях со статьями на педагогические темы.

В 1859 году Константин Ушинский назначен инспектором Смольного института благородных девиц. За три года пребывания на этом посту ему удалось собрать в институте лучшие педагогические силы.

Последние годы жизни Константин Ушинский посвятил литературной деятельности. Он написал книги для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальный труд в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869).

В основе педагогической теории Ушинского лежат идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование, а также принцип единства обучения и воспитания. Он поставил на научном уровне вопрос о формировании целостной личности в процессе воспитания. По мнению педагога, учение должно быть для детей трудом, преодолением посильных трудностей, развивающим и укрепляющим волю. Одной из важнейших задач школы Константин Ушинский считал подготовку учеников к непрерывному самообразованию на протяжении всей жизни.

«Педагогика не наука, а искусство»: цитаты Константина Ушинского 

• «Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения»
• «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ»
• «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины»
• «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»
• «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
• «Самая важная часть воспитания – образование характера»
• «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение»
• «Воспитание – величайший вопрос человеческого духа»
• «Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться»
• «Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду или, лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу»
• «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»

Константин Ушинский: русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России
Пролистать наверх