Учитель года Казани Екатерина Лисина: «При чтении книг современные дети будто попадают в машину времени»

Учитель года Казани Екатерина Лисина: «При чтении книг современные дети будто попадают в машину времени»

 

 

В интервью порталу KZN.RU педагог рассказала об общении с подростками, поиске ошибок в объявлениях и использовании гаджетов.

 

Фото: Управление образования

(Город Казань KZN.RU, 12 апреля, Татьяна Марюхова). Учитель русского языка и литературы полилингвального комплекса «Адымнар» Екатерина Лисина стала абсолютным победителем городского конкурса «Учитель года» и вошла в пятерку лучших педагогов Татарстана. В интервью порталу KZN.RU она рассказала, почему сложная литература полезна для детей и для чего книги нужно перечитывать, об общении с подростками, поиске ошибок в объявлениях и использовании гаджетов. 

«Подростковый возраст – это не навсегда»

Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель? Какими навыками и знаниями обладать?

С одной стороны, учитель – это тот, кто остается вечно юным, потому что проводит очень много времени с детьми и подростками. А с другой стороны, в учителе есть мудрость, которая позволяет принимать людей такими, какие они есть, и не пытаться их переделать. Все дети разные, и даже если у ребенка нет выдающихся способностей по твоему предмету, то у него множество других талантов. Я не устаю восхищаться нашими детьми, которые посещают различные кружки – изучают музыку и искусство, языки, занимаются в спортивных секциях.

Уважение к личности – это обязательное качество педагога. Без любви к детям и к своему делу очень сложно, важно находить свой ключик к каждому ученику. Перешагивая каждый день порог школы, учитель должен понимать, что это по любви.

Также для педагога важен профессионализм, когда ты благодаря своим знаниям можешь заинтересовать ребят новым материалом. На уроках русского языка я стараюсь рассказывать ученикам как можно больше интересного, например, они любят старославянский язык, им нравится изучать, как менялся и развивался язык. Часто того, что написано в учебнике, не хватает детям, они самостоятельно ищут дополнительную информацию, а потом рассказывают мне интересные факты.

Есть мнение, что работать с детьми и подростками становится все труднее. Действительно ли это так?

Кто-то из психологов сказал, что подростку нужно еще больше любви и заботы, чем новорожденному ребенку, и это действительно так. Когда растет бабочка, мы же не стараемся как можно скорее вытащить ее из кокона, мы ждем нужного момента. Так же и с детьми. Нужно понимать, что подростковый период не навсегда. Я советую родителям запастись терпением, проявить мудрость, потому что подростковая неопределенность, поиски себя – это нормальный процесс. Нужно просто наблюдать, направлять, принимать и ждать, потом уже интересно посмотреть, каким вырастет ребенок.

«Как говорил Набоков, хороший читатель – это «перечитыватель»

Поделитесь секретом: как можно заинтересовать современных детей классикой, произведениями из школьной программы? Например, замотивировать на прочтение «Войны и мира», «Анны Карениной» Толстого или «Преступления и наказания» Достоевского. Нужно ли, по-вашему, пересмотреть список литературы для школьников?

Как я уже говорила, к каждому ребенку нужен свой подход – кому-то необходимо дать время на размышления, а кому-то сказать: «Не читай», и ему захочется заглянуть в книгу. Когда ученики сами спрашивают у меня, что им почитать, я уточняю, чем они интересуются, и исходя из этого подбираю для них произведения классической литературы. Иногда я предлагаю детям посмотреть фильм, а после – прочитать книгу, или наоборот. Это определенно развивает кругозор.

Своим ученикам я всегда говорю, что читать книги и говорить грамотно – это не обязательство, и уровень владения языком у людей может различаться. Дело в том, какими мы хотим видеть себя. Но если оценки через какое-то время будут неважны, то знания останутся с нами навсегда.

Например, я училась в физико-математическом классе, и мы почти не изучали русский язык и литературу. Но после школы я поняла, что хочу стать лингвистом. И те знания, которые я получила в школьные годы, мне пригодились уже на первом курсе университета. Даже сейчас иногда, когда дети рассказывают о сложностях с математикой, я предлагаю им помочь разобраться вместе, они удивляются, но с радостью соглашаются.

В свое время я также занималась в художественной школе. Да, я не стала художником, но хорошо знаю связь литературы, истории и художественного искусства. Нужно копить знания, пока у тебя есть возможность, а потом уже пользоваться ими.

Что касается школьной программы, наверное, некоторые произведения не соответствуют тому возрасту, в котором их предлагают изучать. Здесь я следую примеру педагога Виктора Федоровича Шаталова, который говорил, что нельзя упрощать. Когда мы читаем какое-то произведение, я не упрощаю сложный материал. Например, при знакомстве с «Муму» в пятом классе я рассказываю о борьбе Тургенева против крепостного права.

Какие произведения, по вашим наблюдениям, вызывают наибольший интерес у современных школьников и почему?

В программе 5-6 классов есть действительно серьезные произведения. Недавно мы читали «Чудесного доктора» Александра Куприна – это история очень бедной семьи, которая была вынуждена жить в подвале. Социальная проблема неравенства поднимается в повести Владимира Короленко «Дети подземелья». В прошлом году мы читали произведение «Петька на даче» Леонида Андреева.

Ребенку из современного мира очень полезно знакомиться с подобными произведениями, чтобы осмыслить, что не всегда люди жили в таких условиях, как сейчас. Например, когда мы изучали рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро», ребята не могли понять, как главный герой – мальчик – мог заблудиться в тайге и почему родители сразу же не забрали его. Я объяснила им, что тогда не существовало навигаторов и выйти из леса можно было только по зарубам на деревьях или по солнцу.

Как мы знаем, многие произведения основаны на реальных событиях. Через книги ребята погружаются в совершенно непривычную для них обстановку, как будто попадают в машину времени. Многие факты их очень удивляют, поэтому им интересны эти произведения.

Конечно, когда ты читаешь книгу в 10 лет, она производит на тебя одно впечатление, а когда перечитываешь в 20 лет, ощущения будут совсем другими. Поэтому хороший читатель, как говорил Владимир Набоков, это «перечитыватель».

«Спрашиваю у учеников: «Неужели ваш мир сосредоточен в маленьком пространстве телефона?»

Как вы отнесетесь к тому, что ваши ученики будут слушать аудиокниги?

У каждого человека разные каналы восприятия. Мне трудно читать произведения на электронном носителе и слушать аудиокниги, я приверженец бумажных изданий, когда нужно самому перелистывать страницы, а буквы рождают образы. Однако, например, моему ребенку трудно воспринимать информацию через чтение, поэтому мы начали учить стихотворения – я читаю ему, а он запоминает. Цель чтения – впитать в себя книгу, получить эстетическое удовольствие и почерпнуть для себя что-то новое.

Используете ли вы социальные сети для обучения детей? И какие-то есть современные форматы, чтобы педагог был на одной волне со школьниками?

У меня есть чат с учениками и родителями, куда я часто отправляю различные лекции психологов и педагогов, видеоуроки и другие материалы, которые помогут им стать богаче интеллектуально, подробнее разобраться в какой-то теме. Например, мы с ребятами очень любим вместе искать ошибки в уличных объявлениях, фотографии которых скидываем в наш чат. Это интересно и объединяет, в то же время это один из способов развития.

Если говорить про гаджеты в целом, то когда я вижу, что ребята часто пропадают, так сказать, в черном прямоугольнике – телефоне или планшете, всегда их спрашиваю: «Неужели ваш мир сосредоточен в таком маленьком пространстве? Неужели вы хотите его поместить только туда, он ведь необъятный?» Они вздыхают и убирают гаджет. Я считаю, что нужно фильтровать контент ребенка, особенно в нынешнее время.

Быть на одной волне со школьниками не значит уходить в какое-то панибратство. Это здорово – интересоваться тем, чем интересуются дети. Они часто присылают мне смешные картинки или мемы, а я в ответ отправляю им картину какого-нибудь художника. Да, может быть, не все ее заметят, но какая-то часть увидит, и это будет маленьким шажком к их эстетическому развитию.

«Конкурс – это выход из зоны комфорта»

Почему вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года»?

Не могу сказать, что это была моя личная инициатива, поучаствовать мне предложила завуч. Раньше я работала в Лениногорске, поэтому мне было очень интересно посмотреть на казанских учителей. Все-таки разница между конкурсным движением в маленьком и большом городе велика. Соперники очень сильные интересные личности и педагоги.

Конкурсные испытания муниципального этапа в Казани гораздо сложнее, чем в другом городе, потому что повторяют испытания, с которыми участники сталкиваются на республиканском этапе. Мы готовили медиавизитки о себе, создавали личный сайт или информационный портал, проводили урок и воспитательное мероприятия – у меня оно было на тему экологии. Далее на мастер-классе учителя показывали методики, которые они используют в работе, делились своим педагогическим опытом. Завершились конкурсные испытания пресс-конференцией, на которой вопросы задавали родители, дети и выдающиеся деятели культуры, образования и науки.

Мне кажется, что подобные состязания – это выход из зоны комфорта, возможность развиться и не застаиваться в своих ежедневных рутинных задачах. Когда участвуешь в таких конкурсах, дело не в месте, которое ты занимаешь по итогу, потому что результат есть всегда – это личностное развитие.

Как вы думаете, что помогло вам прийти к победе?

Не могу сказать, что целью была победа, просто вместе с нашим коллективом мы делали качественно свою работу, как привыкли к этому в «Адымнар». Я за то, чтобы любой урок был интересным и профессионально продуманным.

Секрет успеха – это любовь к своему делу, без нее лучше не браться ни за что, а также профессионализм. Конечно, не обойтись без поддержки коллег. Когда они встретили меня после победы, я им сказала, что это и их заслуга. Во время конкурса за меня переживали все: от поваров столовой до охранника школы.

Фото: Управление образования, Марат Мугинов, личный архив Екатерины Лисиной

Учитель года Казани Екатерина Лисина: «При чтении книг современные дети будто попадают в машину времени»
Пролистать наверх