Рекомендации центрам оценки квалификаций по проведению профессиональных экзаменов

Рекомендации центрам оценки квалификаций по проведению профессиональных экзаменов

Подготовлены рекомендации центрам оценки квалификаций по вопросам:

— информирования о процедурах проведения профессиональных экзаменов;

— прохождения демонстрационных версий профессиональных экзаменов;

— организации онлайн-экзамена.

Рекомендации центрам оценки квалификаций о предоставлении работодателям и гражданам дополнительных услуг, связанных с информированием о процедурах проведения профессиональных экзаменов, прохождением демонстрационных версий профессиональных экзаменов, об организации онлайн-экзамена (разработаны в соответствии с пунктом 1.1.3. Комплекса мероприятий по развитию механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на 2020 год)

 

1. Общие положения

 

Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации пункта 1.1.3 Комплекса мероприятий по развитию механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на 2020 год (далее — Рекомендации).

Термины и определения, используемые в Рекомендациях 1:

1) Национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации. В состав учредителей Национального агентства развития квалификаций входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) совет по профессиональным квалификациям (далее также СПК) — орган управления, наделенный в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

3) центр оценки квалификаций (далее также ЦОК) — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» деятельность по проведению независимой оценки квалификации;

4) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации, НОК, профессиональный экзамен), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (реестр сведений о проведении НОК) — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации;

6) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

7) места проведения профессионального экзамена — центры оценки квалификаций и иные организации, признанные соответствующими требованиям для проведения профессионального экзамена.

Рекомендации обсуждены в онлайн-формате с представителями 6 субъектов Российской Федерации:

— 8 октября 2020 г. — Республика Бурятия;

— 12 октября 2020 г. — Липецкая область;

— 27 октября 2020 г. — Красноярский и Хабаровский края, Ростовская и Свердловская области.

В обсуждениях приняли участие более 100 представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы экономики, труда и образования, региональных методических центров, объединений работодателей и иных деловых объединений, профессиональных союзов, центров оценки квалификации и экзаменационных центров, образовательных и экспертных организаций.

Анализ полученных отзывов от участников обсуждений показывает востребованность Рекомендаций и их практическую ценность в деятельности центров оценки квалификаций.

 

1.1. Описание сложившейся инфраструктуры независимой оценки квалификации в Российской Федерации

Система независимой оценки квалификации формируется в России с 2017 года. За относительно небольшой период практически во всех регионах удалось сформировать инфраструктуру, необходимую для проведения профессиональных экзаменов. К настоящему моменту действуют 489 центров оценки квалификаций, которые имеют 890 экзаменационных площадок, расположенных в 84 субъектах Российской Федерации 8 Федеральных округов. Профессиональный экзамен прошли более 75 тыс. соискателей.

Регионы — лидеры по числу ЦОК: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Свердловская область. Наибольшее число ЦОК создано в области обеспечения безопасности, сварки, строительства, вертикального транспорта и подъемных сооружений, финансовых рынков.

7 центров оценки квалификаций являются многопрофильными, в них проходят профессиональные экзамены по квалификациям, относящимся к различным областям профессиональной деятельности. Эти центры реализуют процедуру независимой оценки по массовым, востребованным квалификациям, значимым для социально-экономического развития региона.

Независимая оценка квалификации проводится сегодня по 487 квалификациям (что составляет 20% от общего числа квалификаций, выделенных и закрепленных за советами по профессиональным квалификациям). Большая часть профессиональных экзаменов приходится на квалификации 3-6-го уровня. В рейтинге востребованности независимой оценки квалификации первые позиции занимают лифтовая отрасль, финансовый рынок, область сварки, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, судостроение и морская техника, жилищно-коммунальное хозяйство.

Не менее 1 000 профессиональных экзаменов проведено в 17 субъектах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Московской области, Нижегородской области, Республике Татарстан, Ростовской области, Свердловской области, Кемеровской области, Хабаровском крае, Новосибирской области, Пермском крае, Красноярском крае, Челябинской области, Воронежской области, Рязанской области, Ставропольском крае.

 

1.2. Описание сложившейся структуры услуги по независимой оценке квалификации и дополнительных услуг

Национальным агентством развития квалификаций в марте — июне 2020 года был проведен опрос об услугах, оказываемых центрами оценки квалификаций и местами проведения профессионального экзамена. В опросе приняли участие 207 организаций, включая 105 центров оценки квалификаций (45% от числа центров, в которых проводятся профессиональные экзамены) и 102 места проведения профессионального экзамена (далее — ЦОК, организации), а также 69 соискателей, прошедших профессиональный экзамен.

Центрам оценки квалификаций и местам проведения профессионального экзамена предлагалось ответить на вопрос, какие основные и дополнительные услуги они уже оказывают соискателям и работодателям, какие услуги они были бы готовы оказывать при наличии спроса, а также какие они оказывают услуги, направленные на продвижение национальной системы квалификаций 2. Соискатели ответили на вопрос, в получении каких дополнительных услуг они заинтересованы.

Услуги для соискателей, связанные с проведением профессионального экзамена

Респондентам было предложено оценить востребованность отдельных сервисов, непосредственно связанных с проведением независимой оценки квалификации.

Более трети соискателей при обращении в ЦОК хотели бы получать помощь в выборе квалификации из реестра для проведения независимой оценки (38% соискателей заинтересованы в получении такой услуги). При этом 48% опрошенных ЦОК регулярно оказывают данную услугу, еще 23% организаций готовы оказывать такую услугу при необходимости.

32% соискателей заявили, что заинтересованы в получении дополнительных рекомендаций в случае неудачного прохождения экзамена 3. 34% ЦОК уже оказывают данную услугу, еще 24% готовы оказывать в будущем (всего 58%).

Таким образом, в рамках независимой оценки квалификации, помимо проведения профессионального экзамена, ЦОК могут предоставлять соискателям сервисы, способствующие повышению их удовлетворенности услугами.

Дополнительные услуги для соискателей

Более половины опрошенных соискателей заинтересованы в получении консультации для подготовки к профессиональному экзамену (59%) и в прохождении демоэкзамена (45%).

63% организаций уже проводят демоэкзамен, а 18% готовы это делать при наличии спроса. 44% организаций дополнительно консультируют соискателей для подготовки к профессиональному экзамену, готовы консультировать — 31%. Таким образом, суммарно в 81% ЦОК может быть внедрена практика демоэкзамена, в 75% — предварительные консультации. Учитывая высокий спрос со стороны соискателей, развитие данных направлений может быть перспективным для центров оценки квалификаций.

Треть опрошенных соискателей заинтересованы в профессиональной ориентации. 37% ЦОК уже предоставляют данную услугу, еще 25% готовы оказывать ее (всего — 62% организаций).

В получении карьерной консультации в центрах оценки квалификации заинтересовано 38% соискателей. Вместе с этим только 29% опрошенных организаций уже оказывают данную услугу (дополнительно готовы предоставлять данный сервис 26% организаций). Учитывая изложенное, развитие этого направления может быть весьма перспективным для ЦОК и востребованным у пользователей системы независимой оценки квалификации.

По результатам опроса, только 15% организаций, проводящих независимую оценку квалификации, не оказывают дополнительные услуги соискателям, при этом 7% из них выразили готовность начать предоставлять дополнительные сервисы.

Услуги для работодателей, связанные с проведением профессионального экзамена

Общее ознакомление работодателей с процедурой независимой оценки квалификации проводят 68% опрошенных организаций, и готовы в дальнейшем проводить его еще 18% (всего 86% организаций). Более трети (38%) организаций помогают в выборе квалификаций для проведения профессионального экзамена (31% готовы дополнительно оказывать эту услугу при наличии спроса, всего 69%).

Дополнительные услуги для работодателей ЦОК также оказывают работодателям услуги, относящиеся к кадровому консалтингу:

— разработку оценочных средств для аттестации персонала (33% опрошенных организаций предоставляют данную услугу, еще 30% готовы предоставлять по запросу работодателей);

— консультирование HR-специалистов (21% организаций оказывает услугу сейчас, 29% готовы оказывать дополнительно);

— обучение работников основам охраны труда (16% организаций оказывают данную услугу, 24% готовы оказывать дополнительно).

Услуги, направленные на продвижение национальной системы квалификаций

В получении презентационных и информационных материалов о развитии национальной системы квалификаций и проведении лекций (семинаров) о национальной системе квалификаций заинтересованы соответственно 25 и 23% соискателей.

41% опрошенных организаций распространяют такие информационные материалы среди соискателей и работодателей. 36% проводят лекции или семинары для соискателей и работодателей по этой теме. Выразили готовность вести эту деятельность 21 и 26% ЦОК соответственно.

 

1.3. Описание сложившейся ситуации с продвижением услуг по независимой оценке квалификации

Национальным агентством развития квалификаций был проведен мониторинг СМИ и социальных сетей для определения степени активности продвижения тем «Независимая оценка квалификации» и «Центры оценки квалификаций» участниками национальной системы квалификаций. Результаты показали низкую активность по продвижению независимой оценки квалификаций в СМИ, социальных сетях и других маркетинговых инструментах.

Проверка статистики поисковых запросов на Яндекс (Яндекс Директ. Подбор слов) показала, что в среднем пользователи ищут слово «независимая оценка квалификации» через систему Яндекс 3116 раз в месяц, «центр оценки квалификаций» искали 3007 раз в месяц. Для сравнения, слово «карьера» в Яндексе искали в среднем 848 440 раз в месяц, а слово аттестация — 557 249 раз в месяц.

Произведенный с использованием системы «Медиалогия» 4 поиск показал, что существующие центры оценки квалификаций проявляют низкую активность во взаимодействии со СМИ. За период с 1 июня 2019 года по 30 июня 2020 года в СМИ найдено всего 3197 публикаций с упоминанием контекста «центр оценки квалификаций» и «независимая оценка квалификаций» в 1722 сообщениях. Из них более чем в 34% публикаций источником информации являются Национальное агентство развития квалификаций и советы по профессиональным квалификациям.

Анализ социальных сетей ВКонтакте, Facebook, Instagram с помощью автоматизированной системы ПрессИндекс 5 показал, что использование инструментов SMM-продвижения носит единичный характер. Было выявлено, что большинство организаций, которые проводят независимую оценку квалификаций, либо не имеют своих аккаунтов в социальных сетях, либо не идентифицируют себя в качестве центров оценки квалификаций (слова «центр оценки квалификаций» не используются в названии и (или) описании официального аккаунта).

 

2. Определение перспективных направлений оказания дополнительных услуг центрами оценки квалификаций

 

Выявление потенциального спроса на дополнительные услуги, которые могут оказывать ЦОК, предполагает следующие шаги.

1) Определение границ рынка дополнительных услуг в отраслях (сегментах экономики), где предполагается их оказание.

Для этих целей требуется выбрать перечень наименований дополнительных услуг, а также отрасли (сегменты экономики), в которых эти дополнительные услуги могут быть востребованы. Как правило, при определении отраслей (сегментов экономики) учитываются области профессиональной деятельности и относящиеся к ним квалификации, по которым ЦОК уполномочен проводить независимую оценку квалификации. Эта взаимосвязь также обусловлена наличием у ЦОК экспертов, участвующих в проведении профессиональных экзаменов, которые могут быть задействованы в предоставлении соискателям и работодателям дополнительных услуг.

При определении перечня дополнительных услуг ЦОК целесообразно принять во внимание цели оказания таких услуг:

— повышение потребительских качеств независимой оценки квалификации, повышение заинтересованности соискателей в прохождении профессионального экзамена. К таким услугам могут относиться: помощь в выборе наименования квалификации, проведение демоэкзамена, информирование о порядке прохождения независимой оценки квалификации. Такие сервисы целесообразно рассматривать как часть комплексной услуги по независимой оценке квалификации и предоставлять при проведении профессионального экзамена;

— повышение подготовленности соискателя для успешного прохождения профессионального экзамена, оптимизация применения соискателем результатов независимой оценки квалификации. Предварительное консультирование соискателя (например, в связи с результатами прохождения им демоэкзамена), профессиональную ориентацию, карьерную консультацию рекомендуется предоставлять соискателям как самостоятельные услуги. Такие услуги могут оказываться как на возмездной, так и безвозмездной основе (например, в целях продвижения независимой оценки квалификации);

— оптимизация использования материально-технических и кадровых ресурсов ЦОК за счет диверсификации на рынке, оказания смежных с независимой оценкой квалификации услуг. Такие дополнительные услуги для работодателей, как разработка оценочных средств для аттестации персонала, консультирование HR-специалистов, обучение работников основам охраны труда, позволяют задействовать экспертов ЦОК, что способствует укреплению финансовой устойчивости организации.

2) Определение географических границ рынка, где предполагается оказание дополнительных услуг.

При наличии у ЦОК партнерских связей с местами проведения профессионального экзамена география рынка дополнительных услуг может охватывать один или несколько регионов.

При планировании предоставления дополнительных услуг следует учитывать возможность организации их предоставления в дистанционном формате. Например, проведение демоэкзамена по квалификации, для подтверждения которой планируется проведение независимой оценки квалификации, с помощью информационного ресурса Национального агентства развития квалификаций возможно как на площадке ЦОК, так и в дистанционном формате (в том числе по месту жительства соискателя). Для предоставления консультационных услуг ЦОК могут быть использованы средства видео-конференц-связи, что позволяет существенно расширить границы рынка предоставления дополнительных услуг.

3) Определение целевых групп потребителей дополнительных услуг в отраслях (сегментах экономики).

Следует уточнить перечень групп потребителей дополнительных услуг ЦОК. К ним относятся различные категории соискателей (работающие граждане; лица, претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности, в том числе учащиеся и выпускники профессиональных образовательных организаций), работодатели, профессиональные образовательные организации, кадровые (рекрутинговые) агентства и др. При определении групп потребителей следует учитывать, что организации могут выступать непосредственными получателями дополнительных услуг или финансировать оказание услуг физическим лицам (работникам, студентам, клиентам).

4) Выяснение потенциального спроса на дополнительные услуги.

При определении потенциального спроса на дополнительные услуги ЦОК может основываться на ожидаемом спросе на услуги по независимой оценке квалификации, но не ограничиваться им, поскольку продвижение и предоставление дополнительных услуг может повлечь возникновение у потребителя заинтересованности в независимой оценке квалификации.

Так, вовлечение учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в участие в демоэкзамене или проведение карьерных консультаций способствуют формированию у них спроса на независимую оценку квалификации. Аналогично предоставление консультаций специалистам кадровых служб работодателей, например, по вопросам применения профессиональных стандартов, также может послужить основой для направления работодателем своих работников на прохождение профессионального экзамена.

Целесообразно оценить заинтересованность потребителей в дополнительных услугах и их экономические возможности приобретать эти услуги. Для этих целей ЦОК может быть организован опрос потенциальных потребителей с использованием цифровой платформы и методического инструментария, разработанного Национальным агентством развития квалификаций.

5) Определение организаций, действующих на рынке аналогичных услуг.

Рекомендуется определить перечень ЦОК и мест проведения профессионального экзамена, осуществляющих деятельность по независимой оценке квалификации в той же области профессиональной деятельности, обратив особое внимание на те организации, которые проводят профессиональные экзамены по тем же наименованиям квалификаций. При формировании перечня конкурирующих организаций могут быть учтены географические границы рынка, однако с внедрением цифровых технологий этот фактор все больше утрачивает влияние.

Аналогичные услуги могут предоставляться потребителям не только участниками системы независимой оценки квалификации, но и другими организациями (кадровыми агентствами, негосударственными профессиональными образовательными организациями), что следует учитывать при установлении стоимости услуг. При этом ЦОК может быть рассмотрена возможность партнерства с иными действующими на рынке услуг организациями в целях взаимовыгодного использования экспертного потенциала ЦОК и клиентской базы организаций-партнеров.

6) Оценка ресурсов ЦОК (кадровых, материально-технических, информационных), необходимых для предоставления дополнительных услуг.

Рекомендуется при планировании оказания дополнительных услуг ориентироваться на максимальное использование имеющихся материально-технических ресурсов ЦОК. Вовлечение в предоставление дополнительных услуг экспертов ЦОК и административно-управленческого персонала позволит повысить эффективность их занятости. При недостаточности собственных ресурсов ЦОК рекомендуется учитывать возможные инвестиционные расходы на создание новых рабочих мест, расширение помещений, оснащение рабочих мест оборудованием.

Для продвижения дополнительных услуг ЦОК может быть использован официальный сайт организации. Затраты на рекламу дополнительных услуг ЦОК могут быть запланированы в пределах средств на продвижение независимой оценки квалификации (при наличии такой возможности) как формат «пакетного предложения» услуг ЦОК.

 

3. Организация оказания дополнительных услуг центрами оценки квалификаций

 

3.1. Этапы работы с клиентами

ЦОК целесообразно обратить особое внимание на задачу формирования собственной базы данных потребителей услуг независимой оценки квалификации и дополнительных услуг. Следует учесть, что для формирования и ведения такой базы данных, содержащей в том числе сведения о соискателях, организацией должно быть получено от соискателя согласие на обработку его персональных данных в соответствии с действующим законодательством.

При определении политики привлечения клиентов целесообразно принять во внимание, что одна группа потребителей услуг может стать звеном для привлечения другой группы потребителей услуг. Например, как работодатель, направляя работников на профессиональный экзамен, создает возможности для предоставления соискателям дополнительных услуг, так и соискатель, самостоятельно прошедший независимую оценку квалификации, может проинформировать о результатах работодателя и тем самым расширить число потенциальных клиентов ЦОК. Сказанное в равной степени относится и к профессиональным образовательным организациям, и к кадровым агентствам.

 

3.2. Описание дополнительных услуг, оказываемых центрами оценки квалификаций

К основным услугам, оказываемым центрами оценки квалификации, относится организация и проведение профессиональных экзаменов. Повышению эффективности деятельности ЦОК, продвижению процедуры профессиональных экзаменов будет способствовать расширение перечня предоставляемых услуг. Целью оказания дополнительных услуг ЦОК является более полное удовлетворение потребностей заинтересованных граждан и организаций в сфере развития профессиональных квалификаций (квалифицированная экспертиза, готовые решения для бизнеса, образования, профессионального самоопределения, развития карьеры, новые навыки работников и т. п.) и привлечение дополнительных финансовых средств. Определяющим фактором при выборе дополнительных услуг выступает ориентация на потребителей, востребованность у потенциальных клиентов.

Дополнительные услуги ЦОК могут оказываться в B2B- и B2C- 6 сегментах и относиться к одной из 4 категорий:

— информационные;

— консультационные;

— экспертные;

— образовательные.

Как правило, образовательные и консультационные услуги оказываются на безвозмездной основе.

В таблице приведены примеры дополнительных услуг ЦОК с описанием их целей и возможных форм предоставления.

 

Дополнительные услуги Цель оказания услуги Форма предоставления

Информационные

Широкое информирование населения о процедуре независимой оценке квалификации, работа с гражданами и представителями организаций по разъяснению условий проведения независимой оценки квалификации Повышение заинтересованности соискателей в прохождении профессионального экзамена

Формирование положительного имиджа процедуры независимой оценки квалификации

Проведение дней открытых дверей

Выпуск информационных изданий

Предоставление возможности прохождения пробного профессионального экзамена Повышение подготовленности соискателей к прохождению профессионального экзамена

Формирование лояльности и доверия к процедуре независимой оценки квалификации

Автоматизированная версия услуги с использованием информационного ресурса «Демоэкзамен»
Помощь в определении квалификации для последующего оценивания по портфолио соискателя (документам об образовании и опыте, иным документам) Повышение заинтересованности соискателей в прохождении профессионального экзамена

Повышение качества обслуживания соискателей (практическая помощь в решения проблемы клиента)

Сопровождение очно или дистанционно консультантом ЦОК
Консультирование по выбору квалификации из Реестра

сведений о проведении независимой оценки квалификации https://nok-nark.ru для последующего оценивания

Повышение заинтересованности

соискателей в прохождении профессионального экзамена

Повышение качества обслуживания соискателей (практическая помощь в решения проблемы клиента)

Сопровождение очно или дистанционно

консультантом ЦОК с использованием Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации

Справочно-консультационное обслуживание по вопросам проведения независимой оценки квалификации, использования интернет-сервисов независимой оценки квалификации Формирование лояльности и доверия к процедуре независимой оценки квалификации

Повышение заинтересованности соискателей в прохождении профессионального экзамена

Справочная информация и «путеводитель» по услугам ЦОК на сайте ЦОК (офлайн)

Справочная служба: сопровождение очно или дистанционно сотрудником кол-центра и функциональными специалистами ЦОК

Консультирование соискателей по вопросам подготовки к профессиональному экзамену Формирование лояльности и доверия к процедуре независимой оценки квалификации

Повышение уровня подготовленности соискателей к прохождению профессионального экзамена

Сопровождение очно или дистанционно консультантом ЦОК
Консультирование соискателей, получивших заключение о прохождении профессионального экзамена (не сдавших экзамен): определение или уточнение квалификационных дефицитов,

построение образовательной траектории

Формирование положительного имиджа процедуры независимой оценки квалификации

Повышение уровня подготовленности соискателей к прохождению профессионального экзамена

Сопровождение очно или дистанционно консультантом ЦОК
Консультирование соискателей, успешно сдавших экзамен, о возможностях профессионального развития (карьерного роста) Формирование положительного имиджа процедуры независимой оценки квалификации Сопровождение очно или дистанционно консультантом ЦОК
Профориентационное консультирование граждан, в т.ч. пошаговое выстраивание образовательной и карьерной траектории Информирование об инструментах национальной системы квалификаций

Повышение заинтересованности соискателей в прохождении профессионального экзамена

Сопровождение очно или дистанционно консультантом ЦОК

Экспертные

Экспертиза в сфере профессиональных компетенций экспертов и специалистов ЦОК (экспертиза проектов нормативных актов, профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств, сопровождение проектов в сфере кадрового менеджмента и др.) Повышение качества процедуры независимой оценки квалификации

Продвижение инструментов национальной системы квалификаций

Оптимизация использования кадровых ресурсов ЦОК

Работа ЦОК как экспертной организации и экспертов ЦОК как физических лиц в соответствии с условиями договоров
Разработка оценочных материалов для сферы профессионального образования и обучения, а также для аттестации персонала, образовательных программ по заказам организаций Повышение качества процедуры независимой оценки квалификации

Продвижение инструментов национальной системы квалификаций

Оптимизация использования кадровых ресурсов ЦОК

Работа ЦОК как экспертной организации и экспертов ЦОК как физических лиц в соответствии с условиями договоров

Образовательные

Образовательные услуги по «коротким» программам (обучение преподавателей образовательных организаций, специалистов HR-служб предприятий и др.) по заказам организаций Повышение качества процедуры независимой оценки квалификации

Продвижение инструментов национальной системы квалификаций

Оптимизация использования кадровых ресурсов ЦОК

Образовательная деятельность в соответствии с лицензией

Отдельные лекции, мастер-классы, семинары, не требующие лицензии

 

На отдельных видах дополнительных услуг целесообразно остановиться подробнее. Так, образовательная деятельность ЦОК может затрагивать следующую тематику, удовлетворяющую потребности различных заказчиков в подготовке персонала:

— для преподавателей образовательных организаций — типичные квалификационные дефициты выпускников и способы их устранения, организация совмещения процедур итоговой (государственной итоговой) и промежуточной аттестации и НОК, методы и инструменты оценки профессиональных и сквозных компетенций на основе требований профессиональных стандартов;

— для специалистов HR-служб предприятий — формирование квалификационных профилей и организация оценки персонала на основе требований профессиональных стандартов в условиях оптимизации бизнес-процессов, модернизации производства, реализации инвестиционных проектов, аттестация персонала на основе требований профессиональных стандартов, гибкие навыки работников: формирование и оценка и др.;

— для соискателей — краткие курсы по вопросам трудоустройства по конкретной квалификации, планирования карьеры.

Во избежание нарушения принципа независимости оценивания ЦОК не рекомендуется реализовывать образовательные программы по профилю квалификации потенциальных соискателей.

Деятельность ЦОК в области разработки различных целевых продуктов, в зависимости от кадрового потенциала ЦОК, может вестись в проектном режиме, в формате НИОКР и предусматривать предоставление более широкого диапазона услуг: исследования и формирование перечней востребованных квалификаций и компетенций, обеспеченных спросом на их формирование и оценку; формирование описаний новых квалификаций и компетенций персонала, необходимых для модернизации (включая цифровизацию) производства, оптимизации бизнес-процессов, реализации инвестиционных проектов; формирование в отношении новых квалификаций и компетенций образовательных программ и оценочного инструментария и т. п.

Такая деятельность требует наличия специальных навыков у экспертов ЦОК (обучения) и может быть организована при консультационном участии СПК и Национального агентства развития квалификаций.

Современным решением в обслуживании является внедрение системы автоматизированных дополнительных услуг на интернет-сайте ЦОК с использованием специализированных интернет-ресурсов. Это потребует создания удобного интерфейса для сопровождения услуги (ссылки на специализированные ресурсы, типичные наводящие и маршрутизирующие вопросы и подсказки, типовые тексты рекомендаций, анкетные вопросы и вопросы обратной связи), а также регулярной актуализации программного алгоритма услуги по результатам ее оказания.

Такие решения помогут повысить привлекательность и доступность НОК. Автоматизированные услуги удобны, просты, могут быть оперативно оказаны одновременно любому количеству клиентов в любое время суток и в любой точке, где есть доступ к сети Интернет.

 

4. Продвижение дополнительных услуг центров оценки квалификаций

 

4.1. Продвижение официального сайта в социальных сетях

В соответствии с Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. N 1204, в целях информирования граждан и организаций о проведении независимой оценки квалификации на официальном сайте центра оценки квалификаций размещаются наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым ЦОК проводит независимую оценку квалификации; сроки действия свидетельств о квалификации; перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена; примеры оценочных средств, почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса мест проведения профессионального экзамена, образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена; нормативные правовые акты, регламентирующие независимую оценку квалификации.

Одним из значимых условий информирования большого круга лиц о деятельности организации является размещение прямых ссылок на официальный сайт центра оценки квалификаций в социальных сетях (далее — веб-сайт). Продвижение веб-сайта в поисковой выдаче можно осуществлять двумя способами.

1) SEO-оптимизация. Видимость сайта повышается естественным путем: оптимизацией технических, визуальных, маркетинговых параметров, наполнением качественным контентом, увеличением ссылочной массы и т. д. Данный процесс является условно бесплатным, если производить все действия своими силами. Временные затраты, как правило, от 1 месяца до 1-2 лет в зависимости от качества работ и изначального состояния веб-сайта. SEO-оптимизация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относят оптимизацию внутренних факторов (дизайн сайта, навигация по внутренним страницам ресурса, текст, изображения и др.). Под внешней оптимизацией подразумевают работу с внешними факторами, находящимися за пределами сайта, т. е. количество и качество ссылок на ваш веб-сайт из других ресурсов. Настройка SEO требует углубленных знаний процесса оптимизации, к настройке рекомендуется привлекать внешних специалистов.

2) Контекстная реклама. Попадание в первые строки поисковых запросов достигается путем платного размещения своих рекламных объявлений. Настройка данных кампаний происходит через встроенные инструменты рекламы поисковых ресурсов, наиболее популярные в России: Яндекс, Google, Mail. Настройка контекстной рекламы может быть произведена как с привлечением внешних специалистов, так и самостоятельно — в каждом рекламном модуле поисковых систем есть обучающий раздел, который рассказывает, как создать рекламную кампанию для продвижения веб-сайта: Яндекс — https://direct.yandex.ru/, Google — https://ads.google.com/, Mail — https://sales.mail.ru/ru/.

 

4.2. Событийный маркетинг

Маркетинг услуг независимой оценки квалификаций посредством организации событий или рекламных мероприятий обеспечивает прямое взаимодействие представителей организации с целевой аудиторией.

Разработка и проведение в онлайн- и офлайн-режимах мероприятий на актуальные для пользователей услуг ЦОК темы позволяет повысить охват и вовлеченность аудитории. Каждое мероприятие рекомендуется разрабатывать для решения одной задачи, например, для укрепления репутации или привлечения новых клиентов. От поставленной цели также зависит формат события. Рекомендуется организовывать не прямые маркетинговые мероприятия, а информационно-образовательные для привлечения большей аудитории: вебинары, лекции, образовательный программы, интервью с экспертами и др. Мероприятия, способные дать ценные знания и дополнительные возможности, с интеграцией демонстрации услуг ЦОК помогают повысить конверсию и эффективность события. В условиях распространения коронавирусной инфекции рекомендуется организация онлайн-мероприятий.

4.3. Маркетинг в социальных сетях

Маркетинг в социальных сетях (SMM) — это один из наиболее эффективных способов повышения узнаваемости бренда, создания базы лояльных последователей, привлечения новых клиентов и повышения продаваемости услуг. Продвижение в социальных сетях рекомендуется начать с разработки SMM-стратегии — плана достижения бизнес-целей организации при помощи социальных сетей.

Стратегия поможет определить цели присутствия в социальных медиа, пути их достижения, выбрать приоритетные направления развития, а главное — спрогнозировать потенциальный эффект. Стратегия, как правило, состоит из 4 шагов: 1) оценки текущего положения бренда в социальных сетях, 2) утверждения портрета потребителя услуг — целевой аудитории и ее мотивации, 3) формулировки уникального торгового предложения, 4) определения формата планируемого присутствия в социальных сетях.

После фиксации SMM-стратегии рекомендуется составить план разработки и публикации контента: определить площадки, формат и содержание публикаций. Если контент полезен, уникален и актуален, уровень экспертности организации в глазах аудитории будет расти, как и лояльность приобретателей услуг. Мнению организации будут доверять. Доверие будет соотноситься с продвигаемым брендом. Уровень профессиональной компетенции — один из ключевых факторов, который влияет на принятие решения об использовании услуг ЦОК. Рекомендуется распространение презентационных и информационных материалов о развитии национальной системы квалификаций с комментариями ЦОК. Для создания видеоконтента рекомендуется съемка демоэкзамена, полезно также применение игровых технологий — проведение и запись игр для тренировки знаний (пример — BoxBattle).

 

5. Применение современных цифровых технологий при оказании услуг

 

Повышение качества дополнительных услуг и минимизация затрат при их реализации могут быть обеспечены специализированными цифровыми сервисами, разработанными и поддерживаемыми Национальным агентством развития квалификаций. К ним относятся следующие.

Программно-методический комплекс (ПМК) «Оценка квалификаций» (http://kos-nark.ru) — ресурс, обеспечивающий разработку, экспертизу, координацию разработки и хранение оценочных средств (в формате образцов оценочных средств для независимой оценки квалификации) в различных цифровых шаблонах, а также публикацию их примеров с возможностью пройти пробный экзамен.

Информационный модуль «Онлайн-экзамен» и «Электронный документооборот ЦОК» ПМК «Оценка квалификации» (https://ok.nark.ru) — модуль для прохождения теоретического этапа профессионального экзамена с использованием заданий и критериев оценки, разработанных и утвержденных СПК. Информационный модуль «Онлайн-экзамен» и «Электронный документооборот ЦОК» разработан для ЦОК, СПК, соискателей, он позволяет в удаленном режиме проводить профессиональный экзамен, хранить и анализировать его результаты, организовывать сетевое взаимодействие различных СПК и ЦОК для обмена материалами. В модуле можно перейти по ссылке (http://demo.nark.ru) и пройти демотест, оценить качество знаний по интересующей квалификации и найти информацию о том, где пройти реальное тестирование (адреса ЦОК и экзаменационных площадок) и получить свидетельство.

ПМК «Разработка квалификаций», в т. ч. модуль «Разработка отраслевых рамок квалификаций» (https://ork.nark.ru), — многофункциональный модуль для разработки отраслевых (корпоративных) рамок квалификаций, профессиональных стандартов и квалификаций, перечней профессий и специальностей, который позволяет найти желаемую квалификацию, построить траекторию ее получения, оценить возможности дальнейшего профессионального роста.

Сайт Базового центра, включая модуль оценки востребованности образовательных программ, ведущих к получению квалификаций (https://program.nark.ru) — инструмент, обеспечивающий взаимосвязь спроса и предложения на обучение для получения квалификации путем размещения предложений качественных образовательных программ, прошедших экспертизу работодателей.

 

──────────────────────────────

1 С учетом статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

2 К основным относятся услуги, которые предоставляются соискателям или работодателям в рамках независимой оценки квалификации.

3 В ходе опроса респондентам не задавался вопрос, получили ли они свидетельство о квалификации, или заключение о прохождении профессионального экзамена. В последнем случае предоставление рекомендаций соискателю предусмотрено законодательством о независимой оценке квалификации.

4 https://www.mlg.ru/ — Медиалогия — автоматическая система мониторинга и анализа СМИ в режиме реального времени. Автоматически обрабатывает 500 тысяч сообщений СМИ в сутки и агрегирует контент из 56 тысяч источников — федеральных, региональных, отраслевых и интернет-СМИ.

5 https://pressindex.ru/ — ПрессИндекс — безлимитная система мониторинга и анализа социальных сетей и СМИ.

6 B2B (англ. — business to business — «бизнес для бизнеса») — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия юридических лиц, когда компания работает не на конечного рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес.

B2C — (англ. — business-to-consumer — «бизнес для потребителя) — термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией (business) и частными лицами, так называемыми конечными потребителями (consumer).

 

Рекомендации центрам оценки квалификаций по проведению профессиональных экзаменов
Пролистать наверх