Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации» (подготовлен Минобрнауки России 09.06.2021)

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации» (подготовлен Минобрнауки России 09.06.2021)

 

Досье на проект

 

Вносится Правительством
Российской Федерации

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 2; N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3524; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 30, ст. 3128; ст. 3130; 2006, N 10, ст. 1065; N 23, ст. 2382; N 31, ст. 3436; N 45, ст. 4628; N 50, ст. 5279; 2007, N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991; N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; N 48, ст. 5504; N 52, ст. 6237; 2009, N 29, ст. 3598; N 48, ст. 5731; ст. 5737; N 51, ст. 6155; N 52, ст. 6455; 2010, N 25, ст. 3070; N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5756; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4583; ст. 4593; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6731; N 49, ст. 7014; ст. 7017; ст. 7043; N 50, ст. 7359; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7596; ст. 7619; 2013, N 23, ст. 2889; N 30, ст. 4031; ст. 4048; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6985; 2014, N 23, ст. 2938; N 48, ст. 6647; ст. 6660; 2015, N 1, ст. 17; ст. 32; N 14, ст. 2023; N 48, ст. 6684; ст. 6692; 2016, N 23, ст. 3298; N 26, ст. 3856; N 27, ст. 4175; N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 4; N 11, ст. 1534; N 30, ст. 4441; N 45, ст. 6579; N 47, ст. 6842; N 49, ст. 7315; ст. 7318; ст. 7325; 2018, N 1, ст. 20, ст. 50; N 18, ст. 2565; ст. 2568; N 24, ст. 3410; N 32, ст. 5090; N 45, ст. 6828; ст. 6847; N 49, ст. 7496; N 53, ст. 8419; 2019, N 16, ст. 1826; N 22, ст. 2664; N 30, ст. 4112; ст. 4113; ст. 4114; 2020, N 13, ст. 1857; N 29, ст. 4501; N 31, ст. 5024; N 48, ст. 7627) следующие изменения:

1) в подпункте 14 пункта 2 статьи 149:

а) абзац первый после слов «являющимися некоммерческими организациями,» дополнить словами «государственными научными центрами Российской Федерации,»;

б) абзац второй после слов «являющимися некоммерческими организациями,» дополнить словами «государственными научными центрами Российской Федерации,»;

2) пункт 1 статьи 395 дополнить подпунктом 14 следующего содержания:

«14) государственные научные центры Российской Федерации — в отношении земельных участков, используемых в целях научной и (или) научно-технической деятельности.».

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

 

Президент
Российской Федерации
 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации»

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 10 ноября 2020 г. N ТГ-П8-14448.

Целью законопроекта является освобождение всех государственных научных центров Российской Федерации (далее — ГНЦ РФ) от уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) за оказание образовательных услуг независимо от их организационно-правовой формы и от уплаты земельного налога независимо от особенностей местного законодательства. Установление данных налоговых льгот обеспечит предоставление единых мер государственной поддержки ГНЦ РФ с целью создания благоприятных условий для проведения образовательной деятельности и научных исследований, коммерциализации их результатов и практического применения научных достижений по приоритетным научно-технологическим направлениям Российской Федерации.

Для минимизации расходов в области налогообложения и повышения эффективности деятельности ГНЦ РФ законопроектом предусмотрено внесение следующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ):

— в статью 149 части второй НК РФ, предусматривающие освобождение ГНЦ РФ от уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) за оказание образовательных услуг независимо от организационно-правовой формы;

— в статью 395 части второй НК РФ, предусматривающее освобождение ГНЦ РФ от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в целях научной и (или) научно-технической деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 1221-р статус ГНЦ РФ сохранен за 42 научными организациями, а также в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2020 г. N 1828, от 8 апреля 2021 N 557 и N 558 присвоен статус ГНЦ РФ Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского», Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институту биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук и Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов».

В частности, статус ГНЦ РФ имеют: 15 федеральных государственных учреждений, 2 федеральных автономных учреждений, 11 федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП) и 17 акционерных обществ (далее — АО).

В настоящее время от уплаты НДС за оказание образовательных услуг освобождены 17 из 45 ГНЦ РФ, которые являются некоммерческими организациями (15 федеральных государственных учреждений и 2 федеральных автономных учреждений).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 части второй НК РФ освобождаются от уплаты НДС услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В ГНЦ РФ подготовка научных кадров высшей квалификации и молодых специалистов по приоритетным научно-технологическим направлениям Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности вне зависимости от организационно-правовой формы организаций.

ГНЦ РФ активно выполняют задачу формирования целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации комплексных инновационных проектов полного цикла, которая успешно решается на основе тесного сотрудничества ГНЦ РФ с национальными исследовательскими университетами, федеральными, техническими университетами и другими образовательными организациями высшего образования (далее — вузы). Подготовка научных кадров осуществляется на базовых кафедрах и в научно-образовательных центрах, созданных ГНЦ РФ совместно с вузами. Во всех ГНЦ РФ функционируют аспирантуры, созданы и развиваются значимые научные школы. Финансирование данной деятельности осуществляется ГНЦ РФ зачастую за счет собственных средств на основании лицензий, подтверждающих их право на осуществление образовательной деятельности.

Доля студентов, в подготовке которых ГНЦ РФ совместно с вузами принимают участие, составляла в 2019 г. 5 380 чел. (0,13 %) от общего количества студентов в Российской Федерации, составляющего 4 099,2*(1) тыс. чел. Доля аспирантов ГНЦ РФ (1 016 чел.) составляла 1,21 % по отношению к 84 265*(2) аспирантам в Российской Федерации.

По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2018-2020 годы, коммерческие организации, имеющие статус ГНЦ РФ, уплатили НДС (млн. руб.):

общая сумма уплаченного НДС:

 

за 2018 г — 1 987,77;
за 2019 г — 2 222,94;
за 2020 г. — 5 012,15.

 

общая сумма уплаченного НДС за оказание образовательных услуг:

 

за 2018 г. — 19,23 (1,0 % от общей суммы уплаченного НДС);
за 2019 г. — 12,60 (0,6 % от общей суммы уплаченного НДС);
за 2020 г. — 33,50 (0,6 % от общей суммы уплаченного НДС).

 

Прогнозируемая сумма налоговых льгот от уплаты НДС за оказание образовательных услуг коммерческих научных организаций (ФГУП и АО), обладающих статусом ГНЦ РФ, после вступления законопроекта в силу составит около 21,77 млн. руб. ежегодно (из расчета средней суммы уплаченного НДС за оказание образовательных услуг коммерческих научных организаций за последние 3 года, млн. руб.: 19,23 (за 2018 г.) + 12,60 (за 2019 г.) + 33,50 (за 2020 г.) / 3 года = 21,77).

Стоит отметить, что освобождение от уплаты земельного налога имеют только 25 из 45 ГНЦ РФ. Все они территориально расположены в г. Москве, где в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 3.1. Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» организации освобождаются от уплаты земельного налога, которым в установленном порядке присвоен статус ГНЦ РФ.

В настоящее время преференция от уплаты земельного налога отсутствует в следующих субъектах Российской Федерации, в которых располагаются земельные участки у ГНЦ РФ, закрепленные за ними на соответствующих вещных правах и используемые ими в целях научной и (или) научно-технической деятельности:

 

  Наименование Совокупный земельный налог за 2020 г. (млн. руб.)
города федерального значения
1 г. Санкт-Петербург 20,29
2 г. Севастополь 0,34
субъекты Российской Федерации
1 Московская область 92,09
2 Ленинградская область 17,96
3 Пермский край 13,84
4 Калужская область 13,72
5 Краснодарский край 13,30
6 Ульяновская область 8,65
7 Приморский край 6,94
8 Новосибирская область 5,05
9 Республика Татарстан 2,50
10 Свердловская область 2,48
11 Саратовская область 0,88
12 Республика Крым 0,50
13 Тверская область 0,42
14 Республика Адыгея 0,34
15 Астраханская область 0,24
16 Тамбовская область 0,13
17 Красноярский край 0,10
18 Мурманская область 0,10
19 Волгоградская область 0,07
20 Астраханская область 0,01
Итого 20 субъектов Российской Федерации и 2 города федерального значения: 199,92

 

Таким образом, прогнозируемая сумма налоговых льгот от уплаты земельного налога с учетом предлагаемого изменения в статью 395 части второй НК РФ, предусматривающего освобождение ГНЦ РФ от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в целях научной и (или) научно-технической деятельности, составит 199,92 млн. руб. ежегодно (в размере совокупного земельного налога за 2020 г.).

Указанные ГНЦ РФ и их структурные подразделения в большинстве указанных субъектов Российской Федерации являются градообразующими и в значительной степени влияющими на социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Таким образом, сложилась ситуация, что у 28 (62 %) и у 20 (44 %) из 45 ГНЦ РФ отсутствуют преференции в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость за оказание образовательных услуг и от уплаты земельного налога соответственно, что приводит к неравным мерам государственной поддержки, при том, что все ГНЦ РФ наделены едиными функциями в рамках осуществления своей деятельности.

Предлагаемые законопроектом изменения в НК РФ позволят:

— создать равные конкурентные условия деятельности каждого ГНЦ РФ и увеличить вклад ГНЦ РФ в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г.;

— увеличить объем финансирования ГНЦ РФ на проведение научных исследований и экспериментальных разработок, предусмотренных приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, обновление материально-технической базы, научно-исследовательского оборудования, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с высокой степенью коммерческой востребованности результатов за счет собственных средств, а также увеличить долю подготовки научных кадров высшей квалификации (аспирантура) и подготовки молодых специалистов (студенты, практиканты) по приоритетным научно-технологическим направлениям Российской Федерации.

Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В законопроекте не затрагиваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее — обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации»

 

Реализация проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации» не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако повлечет выпадение доходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Выпадающие доходы федерального бюджета, отражаемые по коду бюджетной классификации «1 03 01000 01 0000 110 000 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации», в соответствии с предлагаемыми изменениями в статью 149 части второй НК РФ, предусматривающими освобождение ГНЦ РФ от уплаты НДС за оказание образовательных услуг независимо от организационно-правовой формы, составят около 21,77 млн. руб. ежегодно (из расчета средней суммы уплаченного НДС за оказание образовательных услуг коммерческих научных организаций, обладающих статусом ГНЦ РФ, за последние 3 года, млн. руб.: 19,23 (за 2018 г.) + 12,60 (2019 г.) + 33,50 (2020 г.) / 3 года = 21,77).

Выпадающие доходы местных бюджетов в соответствии с предлагаемым изменением в статью 395 части второй НК РФ, предусматривающим освобождение ГНЦ РФ от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в целях научной и (или) научно-технической деятельности, составят 199,92 млн. руб. ежегодно:

 

Наименование субъекта Российской Федерации Прогнозируемая сумма Сумма уплаченного налога в 2020 г. Сумма уплаченного налога в 2019 г. Сумма уплаченного налога в 2018 г.
Всего: 199,92 199,92 199,92 199,92
  города федерального значения
1 г. Санкт-Петербург 20,29 20,29 20,29 20,29
2 г. Севастополь 0,34 0,34 0,34 0,34
  субъекты Российской Федерации
1 Московская область 92,09 92,09 92,09 92,09
2 Ленинградская область 17,96 17,96 17,96 17,96
3 Пермский край 13,84 13,84 13,84 13,84
4 Калужская область 13,72 13,72 13,72 13,72
5 Краснодарский край 13,30 13,30 13,30 13,30
6 Ульяновская область 8,65 8,65 8,65 8,65
7 Приморский край 6,94 6,94 6,94 6,94
8 Новосибирская область 5,05 5,05 5,05 5,05
9 Республика Татарстан 2,50 2,50 2,50 2,50
10 Свердловская область 2,48 2,48 2,48 2,48
11 Саратовская область 0,88 0,88 0,88 0,88
12 Республика Крым 0,50 0,50 0,50 0,50
13 Тверская область 0,42 0,42 0,42 0,42
14 Республика Адыгея 0,34 0,34 0,34 0,34
15 Астраханская область 0,24 0,24 0,24 0,24
16 Тамбовская область 0,13 0,13 0,13 0,13
17 Красноярский край 0,10 0,10 0,10 0,10
18 Мурманская область 0,10 0,10 0,10 0,10
19 Волгоградская область 0,07 0,07 0,07 0,07
20 Астраханская область 0,01 0,01 0,01 0,01

 

Таким образом, принятие данного законопроекта, согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведет к увеличению расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, а именно совокупные выпадающие доходы федерального бюджета и местных бюджетов от применения указанных налоговых льгот прогнозируется в размере около 221,69 млн. руб. ежегодно.

Применение указанных налоговых льгот приведут к незначительному снижению доходов федерального бюджета и местных бюджетов, в частности:

согласно Федеральному закону от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2021 год составляет в сумме 21 892 334, 44 млн. руб., а выпадающие доходы федерального бюджета от освобождения ГНЦ РФ от уплаты НДС за оказание образовательных услуг после вступления законопроекта в силу составят около 21,77 млн. руб. (0,00009%) ежегодно;

согласно Закону Краснодарского края от 23 декабря 2020 г. N 4380-КЗ «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 — 2023 годов» прогнозируемый общий объем доходов на 2021 год составляет в сумме 293 949,54 млн. руб., а выпадающие доходы местных бюджетов от освобождения ГНЦ РФ в Краснодарском крае от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в целях научной и (или) научно-технической деятельности, после вступления законопроекта в силу составят около 13,30 млн. руб. (0,004%) ежегодно.

Принятие данного законопроекта позволит увеличить вклад ГНЦ РФ в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. и направить высвобожденные в результате использования налоговых льгот денежные средства на проведение научных исследований и экспериментальных разработок, предусмотренных приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, обновление материально-технической базы, научно-исследовательского оборудования, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с высокой степенью коммерческой востребованности результатов за счет собственных средств, а также увеличить долю подготовки научных кадров высшей квалификации (аспирантура) и подготовки молодых специалистов (студенты, практиканты) по приоритетным научно-технологическим направлениям Российской Федерации.

Кроме того, указанные формы государственной поддержки ГНЦ РФ создадут благоприятные условия внедрения достижений науки и технологий для социально-экономического и научно-технологического развития субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

Дополнительно стоит отметить, что предполагаемые выпадающие доходы федерального бюджета и местных бюджетов, связанные с предоставлением налоговых льгот, планируется компенсировать путем увеличения перечисляемой суммы налога по НДС, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц за счет увеличения выручки и фонда оплаты труда ГНЦ РФ.

 

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации»

 

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

 

Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации»

 

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

 

───────────────────────────────────────────

*(1) Данные 2019 г. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования. Высшее образование. https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed.

*(2) Данные 2019 г. Основные показатели деятельности аспирантуры и докторантуры. // Официальная статистика. Население. Образование. — Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/13398.

 

ГАРАНТ:

См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации» (подготовлен Минобрнауки России 09.06.2021)
Пролистать наверх