Программа курса повышения квалификации педагогических работников «Развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в контексте ФГОС НОО и профессионального стандарта»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
«Развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в контексте ФГОС НОО и профессионального стандарта»

Срок обучения: 2 недели (72 ч.)

ДПО-учитель начальных классов

Пояснительная записка

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Можно выделить четыре вида профессиональной компетентности специальную, социальную, личностную, индивидуальную:

  1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность – владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
  2. Социальная профкомпетентность – владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
  3. Личностная профкомпетентность – владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  4. Индивидуальная профкомпетентность – владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

На сайте «Российской газеты» опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6.12.2013 г. Регистрационный № 30550. Установлено, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Таким образом, правовой основой деятельности педагога на федеральном уровне являются:

  • квалификационная характеристика (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6.10. 2010 г. Регистрационный N 18638);
  • правовой статус педагогического работника (федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи 47, 48, 49);
  • профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. N 544н» Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6.12.2013 г. Регистрационный N 30550).

Направление подготовки: Педагогика.

Категория слушателей: учителя начальных классов и другие педагогические работники (лица, имеющие/получающие высшее или среднее рофессиональное образование).

Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников начального общего образования в условиях введения профессионального стандарта педагога и с учетом опыта реализации ФГОС НОО.

Область профессиональной деятельности слушателей:

– педагоги начальной школы и руководители образовательных организаций (заместители руководителей, руководители структурных подразделений);

– преподаватели и руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) организаций дополнительного профессионального образования, организаций высшего образования, реализующих дополнительные и основные профессиональные программы (начальное общее образование).

Целью подготовки слушателей: ознакомить слушателей с нормативно-правовой базой дополнительного образования детей, предоставить основы педагогики и возрастной психологии, отразить специфику методической деятельности педагога учреждений ДОД, определить требования к содержанию и структуре образовательной программы, раскрыть содержание и формы организации дополнительного образования детей, отразить особенности подготовки и проведения учебного занятия, дать практический инструментарий основных педагогических технологий, используемых педагогом дополнительного образования, включая здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии.

Требования к квалификации слушателей

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1)      лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2)      лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Средства обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия.

Форма обучения: обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале.

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

По итогам освоения программы повышения квалификации обучающийся получает Удостоверение о повышении квалификации установленного образца. 

Программа повышения квалификации: «Развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в контексте ФГОС НОО и профессионального стандарта» реализуется с использованием ЭО и ДОТ и осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы, действующими нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс.

Применение ЭО, ДОТ отражается в рабочих программах дисциплин (модулей) с указанием используемой для формирования ЭИОС ресурсной базы и расчетом трудоемкости для обучающегося с учетом особенностей организации учебного процесса в ЭИОС.

Пролистать наверх