Программа курса повышения квалификации педагогических работников «Трудное и девиантное поведение обучающихся: содержание педагогической работы с отклоняющимся поведением, профилактика суицидального поведения»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

образовательной программы повышения квалификации

«Трудное и девиантное поведение обучающихся: содержание педагогической работы с отклоняющимся поведением, профилактика суицидального поведения» (72 часа)

 

Категория обучающихся: руководители и педагогические работники образовательных организаций разного уровня, учителя, воспитатели, социальные педагоги, методисты, психологи, социальные педагоги, сотрудники психологических служб и другие педагогические работники (лица, имеющие/получающие высшее или среднее профессиональное образование).

Направление подготовки: Педагогика

Срок обучения: 72 часа

Режим занятий: 8 часов в день

Выдаваемый документ: Удостоверение

Форма итоговой аттестации: тест

Цель курса:

определить педагогические аспекты обучения и воспитания, предоставить теоретические основы общей психологии, охарактеризовать возрастные и психологические особенности обучающихся младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, ознакомить с типичными трудностями школьников на разных возрастных этапах, предоставить теоретические основы социальной педагогики, обозначить направления и виды социально-педагогической деятельности, ознакомить слушателей с нормативно-правовыми основами ведения социально-педагогической деятельности, раскрыть содержание профессиональной деятельности социального педагога, предоставить формы, методы и технологии работы социального педагога с несовершеннолетними обучающимися и их семьями, предоставить характеристику основных видов девиантного поведения, дать рекомендации по профилактике и коррекции девиантного поведения.

В результате освоения программы повышения квалификации «Трудное и девиантное поведение обучающихся: содержание педагогической работы с отклоняющимся поведением, профилактика суицидального поведения» (72 часа) обучающиеся должны знать:

  • Коррекционная педагогика. Коррекционная педагогика и инклюзивная педагогика как отдельные отрасли знания.

Проблема нормы развития. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР и основное содержание коррекционно-развивающего обучения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью и проблемы их обучения и воспитания. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей.

  • Психология общения с основами конфликтологии. Понятие общения. Виды общения. Функции общения. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры и их преодоление. Феномен межличностного влияния. Техники влияния и психологическое противостояние влиянию. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия. Интерактивная сторона общения. Интеракция как обмен действиями в общении. Ассертивность. Конфликтное общение. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликтов.
  • Основы здорового образа жизни. Проблемы здоровья. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Роль педагога в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.
  • Основы психологии семьи и семейного консультирования. Особенности современной семьи, ее структура, динамика. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов, правовое регулирование семейных отношений. Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка в семье. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Воспитание в семьях разных типов, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.
  • Основы специальной педагогики и психологии. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Особенности аномального развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики.
  • Организация взаимодействия взрослого и ребенка.

 

Уметь:

  • применять на практике знания, полученные на лекциях и практических занятиях;
  • организовать направления своей педагогической работы по реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями поведения;
  • применять методы коррекционной педагогики.

 

Владеть:

  • основами здорового образа жизни;
  • основами специальной педагогики и психологии;
  • педагогической компетентностью в сфере организации взаимодействия взрослого и ребёнка.

 

 

 

Название лекции Содержание лекции Продолжительность
1. Профессиональная компетентность педагога 1)     Профессиональная компетентность педагога: определение, структура и содержание.

2)     Профессионально важные качества педагога.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Критерии оценивания профессиональной компетентности педагога.

2 часа
2. Педагогические аспекты обучения и воспитания 1)     Педагогика как наука о воспитании и обучении.

2)     Дидактика: теория обучения и образования.

3)     Обучение и воспитание: понятие и специфика.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Методы обучения и воспитания.

2 часа
3. Теоретические основы общей психологии 1)     Общие представления о психологии как науке.

2)     Структура и функции психики человека.

3)     Методы исследования в психологии.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Развитие психических процессов.

2 часа
4. Трудности школьников на разных возрастных этапах 1)     Характерные трудности детей младшего школьного возраста.

2)     Характерные трудности учащихся подросткового возраста.

3)     Характерные трудности школьников юношеского возраста

 

2 часа
5. Характеристика подростковой девиантности как социально-правового феномена 1)     Общая характеристика подростковой девиантности как социально-правового феномена.

2)     Вопросы для самопроверки.

3)     Практические задания.

2 часа
6. Социально-психологические особенности девиантных подростков-школьников 1)     Общая характеристика.

2)     Вопросы для самопроверки.

3)     Практические задания.

 

4 часа
7. Факторы, способствующие развитию подростковой девиантности. Возможность их педагогического предупреждения в образовательных учреждениях 1)       Общая характеристика.

2)       Вопросы для самопроверки.

 

 

2 часа
8. Типология подростков с поведенческими отклонениями и меры предупреждения подростковых правонарушений в образовательном учреждении 1)     Общая характеристика.

2)     Вопросы для самопроверки.

 

 

2 часа
9. Особенности проведения занятий с подростками девиантного поведения 1)     Общая характеристика.

2)     Вопросы для самопроверки.

 

4 часа
10. Формы интерактивного взаимодействия с подростками девиантного поведения в профилактической работе 1)     Общая характеристика.

2)     Вопросы для самопроверки.

 

4 часа
11. Конфликты в образовательной среде 1)     Конфликт: понятие, виды, особенности конфликта в образовательной среде.

2)     Причины возникновения, структура и динамика конфликта.

3)     Разрешение конфликтной ситуации: формула и методы.

 

4 часа
12. Методы разрешения конфликтов в образовательном пространстве 1)     Восстановительный подход как инструмент школьной службы примирения.

2)     Основные программы восстановительного разрешения конфликтов.

3)     3. Принципы       разрешения конфликта           в образовательном пространстве посредством восстановительных программ.

 

4 часа
13. Медиация в системе образования 1)     Медиация в образовательной организации: понятие, история, нормативно-правовое обеспечение.

2)     Цели и задачи служб школьной медиации.

3)     Медиатор: понятие, роль, типы, требования.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Особенности разрешения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации.

4 часа
14. Теоретические основы медиации в образовательной организации 1)    Понятийный аппарат, права и обязанности медиатора.

2)    Принципы медиации. Модели школьной службы примирения.

3)    Этапы создания и процедура школьной медиации.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Работа с возражениями в медиации.

4 часа
15. Трудное поведение обучающихся и нарушения дисциплины в классе 1)    Трудный класс»: понятие, признаки, типология.

2)    Способы реагирования на нарушения дисциплины в классе.

 

4 часа
16. Понятие буллинга, профилактика травли в образовательных организациях 1)     Буллинг: понятие, формы, причины возникновения школьной травли.

2)     Профилактика буллинга в образовательных организациях.

3)     3. Информационно-просветительская работа     с          обучающимися           и их родителями     по профилактике буллинга.

 

4 часа
17. Меры по выявлению и реагированию на случаи буллинга в образовательных организациях 1)     Выявление проявлений школьной травли.

2)     Порядок реагирования на проявления буллинга в образовательной организации.

 

4 часа

 

 

18. Характеристика основных видов девиантного поведения 1)    Девиантное         (отклоняющееся) поведение:           понятие, классификация,   причины возникновения.

2)    Делинквентное (противоправное) поведение.

3)    Аддиктивное (зависимое) поведение.

 

4 часа

 

19. Профилактика и коррекция девиантного поведения 1)   Профилактика девиантного поведения.

2)   Коррекция девиантного поведения.

 

4 часа

 

20. Профилактика суицидального поведения 1)   Личностные особенности обучающихся подросткового возраста.

2)   Особенности суицидального поведения несовершеннолетних.

3)   Особенности организации профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной организации.

4 часа

 

21. Индивидуальная работа педагога с родителями учеников 1)   Содержание и этапы индивидуальной работы с родителями учащихся.

2) Техники эффективного общения с родителями.

4 часа

 

22. Групповая работа педагога с родителями обучающихся 1)   Организационные формы групповой работы с родителями учеников.

2)   Родительские собрания: основные формы, этапы подготовки.

3)       Интерактивные технологии на родительском собрании.

2
Итоговая аттестация 2 часа
ИТОГО 72 часа
Пролистать наверх