Какие обращения поступают от граждан
В школу и детский сад обычно поступают два вида обращений от граждан: заявления и запросы.
Заявления содержат просьбу совершить какое-либо действие или принять меры. Одна из разновидностей заявления – жалоба – содержит указание на нарушение прав и просьбу его устранить. Запросы предполагают необходимость предоставить документы или информацию.
Все три вида обращений могут поступать от родителей, работников, учеников, представителей других организаций, например, социальных партнеров и СМИ.
Внимание
Если не ответить на обращение граждан, суд наложит штраф
За нарушение порядка рассмотрения обращения предусмотрен штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.59 КоАП). Дело об административном правонарушении возбудит прокурор и передаст его в суд.
Если проигнорировать обращение работника о выдаче документов, связанных с трудовой деятельностью, или нарушить сроки выдачи, должностному лицу вынесут предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., школу или детский сад оштрафуют на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1 статьи 5.27 КоАП).
За неправомерный отказ предоставить информацию гражданам, адковатам, партнерам или СМИ, либо предоставление заведомо недостоверной информации, должностных лиц оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.39 КоАП).
Как работать с обращениями граждан
Школа и детский сад обязаны объективно и всесторонне рассмотреть каждое обращение – проверить факты и доводы с точки зрения полноты, логичности, законности, обоснованности и достоверности. Рассматривайте обращения лично либо передайте обязанность ответственному работнику. Поручите ему отвечать на заявления и запросы в установленный срок. Общая инструкция по работе с обращениями – в этом разделе ниже.
Кому поручить работу с обращениями
Назначьте ответственного за работу с обращениями, которые поступают в школу или детский сад. Это может быть ваш заместитель, специалист по кадрам или юрист, если он есть в школе и детском саду.
Назначение рекомендуем оформить приказом. Укажите в нем Ф.И.О. и должность ответственного, распределите обязанности между работниками. Секретарю можно поручить передавать ответственному работнику все письма от заявителей. Ответственному работнику – готовить тексты ответов и своевременно направлять их адресатам. Специалистам, в сферу деятельности которых входят вопросы из обращений, – оказывать ответственному помощь в работе, предоставлять необходимые сведения и документы.
Как подготовить ответ на обращение
При подготовке ответа поручите ответственному работнику оценить, не будут ли нарушены права и законные интересы других лиц. Например, проверить наличие в ответе персональных данных. Для наглядности предложите памятку – она поможет разобраться, как передавать информацию с персданными.
Разъясните ответственному, что при необходимости можно обратиться к заявителю – например, попросить уточнить данные или предоставить дополнительные документы. Школа и детский сад также вправе направить запрос в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением суда, органов дознания и предварительного следствия.
Как оформить ответ на обращение
В зависимости от типа обращения ответ можно дать в виде письма или приказа. Рекомендуем составить его на официальном бланке образовательной организации. Подробнее об оформлении читайте в рекомендациях «Как составить служебное письмо» и «Как составить приказ».
Письмо подпишите и поручите направить по адресу, который указал заявитель. В приказе предусмотрите поле, в котором заинтересованное лицо сможет указать, что ознакомилось с документом.
В какой срок направить ответ
Общий срок подготовки ответа на обращение – 30 дней. Можно продлить его не более чем на 30 дней, если случай исключительный либо для ответа нужно запросить сведения у другого лица (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Законодательство не уточняет, как исчислять срок: включать в него только рабочие или все календарные дни. Рекомендуем исчислять календарными днями, чтобы не было вопросов от проверяющих.
В некоторых случаях для ответа на обращение установлены специальные сроки. Подробности – в таблице.
Специальные сроки для ответа на обращения
Вид ответа | Срок ответа | Основание |
Документы о трудовой деятельности | 3 рабочих дня | Ст. 62 ТК |
Сведения по запросу СМИ или уведомление об отсрочке | 7 дней | Ч. 2 ст. 40 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 |
Отказ предоставить информацию по запросу СМИ | 3 дня | Ч. 1 ст. 40 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 |
Информация об обработке персданных по запросу субъекта персданных или его представителя | 10 рабочих дней
Можно продлить, но не более чем на 5 рабочих дней |
Ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ |
Адвокатский запрос | 30 календарных дней
Можно продлить, но не более чем на 30 дней 10 календарных дней на возврат запроса адвокату, если предоставление запрошенной информации не входит в компетенцию детского сада и школы |
Ч. 2, ч. 4.1 ст. 6.1
Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ |
Приказ о приеме в школу | 3 рабочих дня – с момента, когда прекратили принимать заявления от родителей детей-льготников и детей с закрепленной территории.
5 рабочих дней – с даты приема документов от родителей остальных детей |
П. 17, п. 31 Порядка приема в школу |
Приказ о приеме в детский сад | 3 рабочих дня – с даты заключения договора дошкольного образования | П. 15 Порядка приема в детский сад |
Приказ об организации обучения на дому | 3 дня – с даты предоставления пакета документов | П. 5 Методических рекомендаций из письма Минпросвещения от 24.11.2021 № ДГ-2121/07 |
Приказы в рамках процедур, урегулированных локальным актом | В срок, установленный локальным актом | ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
Если обращение содержит вопрос, ответ на который уже есть на сайте школы, детского сада или органа управления, надо сообщить заявителю адрес сайта. Сделайте это в течение семи дней со дня регистрации обращения (ч. 5.1 ст. 11 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).
В двух случаях на обращения граждан разрешено не отвечать. Первый случай — если заявитель задает вопрос, на который уже несколько раз получал письменные ответы, и в обращении нет новых доводов и обстоятельств. Не забудьте уведомить заявителя о том, что прекращаете с ним переписку (ч. 5 ст. 11 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Второй случай — если вопрос не входит в компетенцию образовательной организации. Такое обращение направьте в орган или учреждение, которые занимаются подобными вопросами, в течение семи дней со дня регистрации письма. Одновременно сообщите заявителю, что переслали его обращение по подведомственности (ч. 3 ст. 8 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).