Как школе и детскому саду отвечать на обращения граждан



Какие обращения поступают от граждан

В школу и детский сад обычно поступают два вида обращений от граждан: заявления и запросы. 

Заявления содержат просьбу совершить какое-либо действие или принять меры. Одна из разновидностей заявления – жалоба – содержит указание на нарушение прав и просьбу его устранить. Запросы предполагают необходимость предоставить документы или информацию.

Все три вида обращений могут поступать от родителей, работников, учеников, представителей других организаций, например, социальных партнеров и СМИ.

Внимание

Если не ответить на обращение граждан, суд наложит штраф

За нарушение порядка рассмотрения обращения предусмотрен штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.59 КоАП). Дело об административном правонарушении возбудит прокурор и передаст его в суд.

Если проигнорировать обращение работника о выдаче документов, связанных с трудовой деятельностью, или нарушить сроки выдачи, должностному лицу вынесут предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., школу или детский сад оштрафуют на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1 статьи 5.27 КоАП).

За неправомерный отказ предоставить информацию гражданам, адковатам, партнерам или СМИ, либо предоставление заведомо недостоверной информации, должностных лиц оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.39 КоАП).

Как работать с обращениями граждан

Школа и детский сад обязаны объективно и всесторонне рассмотреть каждое обращение – проверить факты и доводы с точки зрения полноты, логичности, законности, обоснованности и достоверности. Рассматривайте обращения лично либо передайте обязанность ответственному работнику. Поручите ему отвечать на заявления и запросы в установленный срок. Общая инструкция по работе с обращениями – в этом разделе ниже.

Кому поручить работу с обращениями

Назначьте ответственного за работу с обращениями, которые поступают в школу или детский сад. Это может быть ваш заместитель, специалист по кадрам или юрист, если он есть в школе и детском саду.

Назначение рекомендуем оформить приказом. Укажите в нем Ф.И.О. и должность ответственного, распределите обязанности между работниками. Секретарю можно поручить передавать ответственному работнику все письма от заявителей. Ответственному работнику – готовить тексты ответов и своевременно направлять их адресатам. Специалистам, в сферу деятельности которых входят вопросы из обращений, – оказывать ответственному помощь в работе, предоставлять необходимые сведения и документы.

Как подготовить ответ на обращение

При подготовке ответа поручите ответственному работнику оценить, не будут ли нарушены права и законные интересы других лиц. Например, проверить наличие в ответе персональных данных. Для наглядности предложите памятку – она поможет разобраться, как передавать информацию с персданными.

Разъясните ответственному, что при необходимости можно обратиться к заявителю – например, попросить уточнить данные или предоставить дополнительные документы. Школа и детский сад также вправе направить запрос в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением суда, органов дознания и предварительного следствия.

Как оформить ответ на обращение

В зависимости от типа обращения ответ можно дать в виде письма или приказа. Рекомендуем составить его на официальном бланке образовательной организации. Подробнее об оформлении читайте в рекомендациях «Как составить служебное письмо» и «Как составить приказ».

Письмо подпишите и поручите направить по адресу, который указал заявитель. В приказе предусмотрите поле, в котором заинтересованное лицо сможет указать, что ознакомилось с документом.

В какой срок направить ответ

Общий срок подготовки ответа на обращение – 30 дней. Можно продлить его не более чем на 30 дней, если случай исключительный либо для ответа нужно запросить сведения у другого лица (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Законодательство не уточняет, как исчислять срок: включать в него только рабочие или все календарные дни. Рекомендуем исчислять календарными днями, чтобы не было вопросов от проверяющих.

В некоторых случаях для ответа на обращение установлены специальные сроки. Подробности – в таблице.

Специальные сроки для ответа на обращения

Вид ответа Срок ответа Основание
Документы о трудовой деятельности 3 рабочих дня Ст. 62 ТК
Сведения по запросу СМИ или уведомление об отсрочке 7 дней Ч. 2 ст. 40 Закона от 27.12.1991 № 2124-1
Отказ предоставить информацию по запросу СМИ 3 дня Ч. 1 ст. 40 Закона от 27.12.1991 № 2124-1
Информация об обработке персданных по запросу субъекта персданных или его представителя 10 рабочих дней

Можно продлить, но не более чем на 5 рабочих дней

Ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ
Адвокатский запрос 30 календарных дней

Можно продлить, но не более чем на 30 дней

10 календарных дней на возврат запроса адвокату, если предоставление запрошенной информации не входит в компетенцию детского сада и школы

Ч. 2, ч. 4.1 ст. 6.1

Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ

Приказ о приеме в школу 3 рабочих дня – с момента, когда прекратили принимать заявления от родителей детей-льготников и детей с закрепленной территории.

5 рабочих дней – с даты приема документов от родителей остальных детей

П. 17, п. 31 Порядка приема в школу
Приказ о приеме в детский сад 3 рабочих дня – с даты заключения договора дошкольного образования П. 15 Порядка приема в детский сад
Приказ об организации обучения на дому 3 дня – с даты предоставления пакета документов П. 5 Методических рекомендаций из письма Минпросвещения от 24.11.2021 № ДГ-2121/07
Приказы в рамках процедур, урегулированных локальным актом В срок, установленный локальным актом ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Если обращение содержит вопрос, ответ на который уже есть на сайте школы, детского сада или органа управления, надо сообщить заявителю адрес сайта. Сделайте это в течение семи дней со дня регистрации обращения (ч. 5.1 ст. 11 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В двух случаях на обращения граждан разрешено не отвечать. Первый случай — если заявитель задает вопрос, на который уже несколько раз получал письменные ответы, и в обращении нет новых доводов и обстоятельств. Не забудьте уведомить заявителя о том, что прекращаете с ним переписку (ч. 5 ст. 11 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Второй случай — если вопрос не входит в компетенцию образовательной организации. Такое обращение направьте в орган или учреждение, которые занимаются подобными вопросами, в течение семи дней со дня регистрации письма. Одновременно сообщите заявителю, что переслали его обращение по подведомственности (ч. 3 ст. 8 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Как школе и детскому саду отвечать на обращения граждан
Пролистать наверх