Типичные ошибки в письменных работах учеников и пути их предотвращения перед итоговым сочинением



Предложите учителям, которые преподают в 11-х классах, схему работы с типичными ошибками школьников. Педагоги смогут опираться на нее, когда будут анализировать письменные развернутые ответы учеников. Так учителя иностранного языка, общественно-научных и естественно-научных предметов научат выпускников писать связные тексты, а значит, увеличат их шансы успешно сдать итоговое сочинение.

Требования и критерии для итогового сочинения Типичные ошибки Пути предотвращения
Требование 1.

Объем итогового сочинения

Выпускники применяют способы искусственного увеличения текста:

  • многократно повторяют в начале работы тему в разных речевых конструкциях;
  • пишут полностью имена и отчества писателей, нередко допуская при этом фактические ошибки;
  • включают афоризмы, не соответствующие теме и без привязки к ней;
  • вместо глубокого анализа одного текста обращаются ко второму, третьему и даже четвертому произведению, зная их приблизительно, и предлагают в сочинении краткий и – реже – развернутый пересказ нескольких произведений без собственного комментария;
  • проставляют в конце работы завышенное количество слов, которое эксперты не перепроверяют
Предупредить выпускников, что искусственное увеличение объема может привести к «незачету» по требованию № 1
Требование 2.

Самостоятельность написания итогового сочинения

Выпускники допускают следующие ошибки:

  • воспроизведение (часто с небольшими изменениями) чужого текста или сочинения – обычно без учета ракурса темы или заимствование сочинения из интернета, когда текст выучен наизусть или изменен минимально;
  • переработка «чужого» текста или создание компиляции из разных источников – часто с ошибками и искажениями, так как выпускник обладает неразвитой речью
Предупредить выпускников, что заимствование чужого текста может привести к «незачету» по требованию № 2.

Научить заимствовать не тексты, а мысли, формулируя собственную позицию, и своими словами излагать чужую точку зрения, ссылаясь на ее автора

Критерий 1.

Соответствие теме

– Неумение анализировать формулировку темы и определять ракурс ее раскрытия;

– непонимание смысла философских, нравственно-этических, социально-психологических понятий, в том числе использованных в формулировке темы;

– неумение формулировать главную мысль сочинения, содержащую в свернутом виде ответ на вопрос темы;

– подмена главной мысли общими утверждениями, не проясняющими суть проблемного вопроса;

– повторение (почти дословное) в первой части сочинения комментария к открытым тематическим направлениям;

– использование заготовленных фраз, заранее оправдывающих отсутствие в сочинении конкретного ответа на вопрос темы;

– создание иллюзии ответа на вопрос темы с помощью слов «потому что», «ведь», в то время как ход дальнейших рассуждений воспроизводит домашнюю заготовку, не связанную по смыслу с вопросом темы;

– неоправданное расширение темы до уровня тематического направления (в нескольких работах выпускники даже указали тематическое направление вместо темы);

– использование домашней заготовки по тематическому направлению без всякой ее корректировки с учетом ракурса, заданного конкретной темой;

– неудачные попытки приспособить заранее сделанные заготовки к предложенной теме;

– неумение последовательно доказывать главную мысль на протяжении сочинения;

– неразвитость умения создавать подлинный текст, имеющий авторский замысел и нацеленный на выражение своей позиции по поставленному в теме вопросу; его подмена псевдотекстом, сконструированным на основе формально связанных клишированных элементов;

– излишняя категоричность, необоснованная прямолинейность суждений;

– необоснованное использование стереотипных тезисов, содержательно обедняющих рассуждение;

– отсутствие культуры авторства по отношению к чужим идеям и текстам;

– наличие фактических ошибок разных типов, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет выпускник;

– неумение осмысливать проблему многоаспектно;

– неспособность рассуждать по предложенной проблеме;

– неумение подтверждать тезисы доказательствами;

– отсутствие индивидуального подхода к раскрытию темы;

– подмена рассуждения демагогическими рассуждениями

– Научить выбирать тему, где понятна проблема и знаком материал для примеров при аргументации;

– находить в теме ключевые слова, сужающие тему до заданного аспекта рассуждения;

– учиться давать краткий ответ на вопрос и развернуто его обосновывать;

– при подготовке к письменной работе обращаться к словарям для уяснения смысла абстрактных понятий;

– писать сочинение с учетом ракурса темы, а не по домашней заготовке под открытое направление;

– уметь формулировать главную мысль работы и доказывать ее в ходе раскрытия темы, подтверждая тезисы аргументами и примерами

Критерий 2.

Аргументация. Привлечение литературного материала

– Узкий читательский кругозор выпускника, незнание им программных художественных текстов из курса русской и зарубежной литературы;

– формальное привлечение для аргументации литературного произведения (книга только названа, и выпускник, знающий ее содержание поверхностно, заполняет свое сочинение общими словами и фразами);

– неумение перерабатывать в соответствии с ракурсом темы и особенностями своего рассуждения выученные заранее примеры к открытому тематическому направлению;

– неудачный подбор литературного материала для аргументации, неумение использовать литературные примеры для построения аргумента; пересказ содержания книги без убедительной аргументации и комментариев, несоответствие приведенных примеров выдвинутым тезисам и аргументам; отсутствие культуры цитирования;

– примитивное понимание художественного текста, вульгарное толкование произведений или образов героев; непонимание авторской позиции;

– отсутствие выраженного интереса к поэзии, а также к дневникам, публицистике, мемуарам и фольклорным жанрам и неиспользование их в качестве примеров;

– наличие фактических недочетов разных типов, грубых фактических ошибок, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет автор сочинения

– Расширение культурного кругозора;

– овладение разными способами привлечения необходимого материала:

  • комментированный пересказ;
  • актуализация проблематики;
  • аспектная характеристика проблемы, явления, персонажа, факта, текста и т. п.;

– сопоставление проблем, явлений, персонажей, текстов, фактов и т. п.;

– предупреждение фактических ошибок, проверка фактической информации по текстам, справочникам и энциклопедиям

Критерий 3.

Композиция и логика рассуждения

– Отсутствие вступления или заключения;

– во вступлении (или заключении) отражается непонимание автором сочинения смысла темы;

– содержание вступления (или заключения) не соотносится с проблемой, которая будет решаться в основной части;

– отсутствие во вступлении тезиса, который будет доказываться на конкретном литературном материале в основной части;

– чрезмерно длинное вступление (или заключение), что свидетельствует о неумении выпускника лаконично формулировать главную мысль сочинения; это нарушение закономерно вызывает искажение композиции всей работы, поскольку приводит к несоразмерности объема вступления и остального сочинения;

– наличие во вступлении (или заключении) избыточной информации;

– отсутствие содержательных связей между вступлением и основной частью работы, между вступлением и заключением, между основной частью сочинения и заключением;

– диспропорции в объеме смысловых частей работы; несоответствие между объемами вступления, основной части и заключения;

– неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения;

– несоразмерность объема своего размышления и аргумента(ов);

– отсутствие микровывода (сентенции) после примера;

– содержательное несоответствие сентенции и примера;

– неумение выпускника разграничить вступление и основную часть;

– слабость доказательной базы в основной части сочинения и ее недостаточность для убедительной аргументации;

– наличие аргументов, приводящих к отступлению от темы, не соответствующих доказываемым тезисам;

– несоответствие аргументов и примеров выдвинутым тезисам;

– неразличение понятий «пример» и «аргумент» и неумение строить аргумент с привлечением литературного примера, формулировать на основе примера микровывод, содержательное несоответствие аргумента и примера

– Научиться формулировать главную мысль сочинения и решать проблемы, поставленные во вступлении;

– тренироваться в формулировке тезисов основной части, подборе аргументов и примеров и создании логических переходов между смысловыми частями;

– сопоставлять вступление и заключение и приводить их в соответствие;

– соблюдать соразмерность частей сочинения

Критерий 4.

Качество письменной речи

– Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов; речевые повторы, то есть повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

– неточное словоупотребление (часто по причине незнания лексического значения слова или реалии, наименованием которой является слово), как следствие – нарушение лексической сочетаемости;

– ошибки в построении и употреблении фразеологических оборотов;

– использование плеоназмов;

– неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

– необоснованный пропуск слова;

– порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;

– искусственное усечение слов (бытопроблемы, самовыбор);

– создание окказионализмов (присущественно, саморучно, самодостоинство);

– стилистически немотивированное употребление глагольной связки «есть» (это не есть хорошо);

– ошибки в употреблении личных местоимений;

– логические ошибки, состоящие в искажении причинно-следственных отношений и связей явлений;

– неумение вербализовать чувства, найти точный словесный эквивалент для характеристики эмоций, состояний, переживаний (своих, других людей или литературных героев);

– использование канцелярита;

– немотивированное использование разговорной лексики, просторечий и вульгаризмов;

– ошибки мышления и ошибки коммуникации (свидетельствуют о недостаточном уровне мыслительно-речевого и коммуникативного развития выпускников)

– Научить соблюдать функционально-стилевую целостность сочинения;

– научить редактировать текст собственного высказывания, то есть выделять абзацы, удалять повторы, включать переходы между смысловыми частями; исправлять все виды речевых ошибок

Критерий 5.

Грамотность

Ошибки в орфограммах:

  • правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением;
  • правописание словарных слов;
  • правописание окончаний и суффиксов имен существительных и глаголов;
  • правописание наречий; слитное и раздельное правописание частиц «не» и «ни»;
  • правописание «н-нн» в кратких причастиях, прилагательных и наречиях;
  • правописание приставок, слитное, раздельное или дефисное написание слова.

Пунктуационные ошибки;

  • при постановке знаков препинания при однородных членах предложения;
  • при постановке знаков, отделяющих и выделяющих простые предложения в составе сложных разных видов;
  • при постановке тире в простом предложении;
  • при постановке запятой на стыке союзов и запятых при выделении придаточного предложения в составе главного;
  • при использовании вводных слов (вводных конструкций), в предложениях с обособленными членами предложения, при сравнительном обороте;
  • при постановке знаков препинания при прямой речи и введении цитаты в предложение.

Грамматические ошибки:

  • наибольшее количество грамматических ошибок связано с нарушением согласования и – особенно – управления;
  • при построении предложения с деепричастным оборотом;
  • при употреблении местоимений, наречий и частиц;
  • при использовании местоимений;
  • ошибочное слово- и формообразование;
  • избыточное, неверное или недостаточное использование предлогов при связи «управление» («открытым к людям»);
  • неправильное словообразование; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
  • ошибки в построении предложений (с деепричастными и причастными оборотами, с однородными членами предложения, неверный порядок слов и др.)4
  • нарушение правил грамматики, которое возникает под влиянием просторечия и диалектов.

Морфологические ошибки:

  • ошибочное словообразование («человеконенавистную теорию»);
  • ошибочное формообразование («живет более насыщеннее»)
Исправлять ошибки в любой письменной работе обучающегося

 © Материал из Справочной системы «Актион Завуч»

Типичные ошибки в письменных работах учеников и пути их предотвращения перед итоговым сочинением
Пролистать наверх