Предложите учителям, которые преподают в 11-х классах, схему работы с типичными ошибками школьников. Педагоги смогут опираться на нее, когда будут анализировать письменные развернутые ответы учеников. Так учителя иностранного языка, общественно-научных и естественно-научных предметов научат выпускников писать связные тексты, а значит, увеличат их шансы успешно сдать итоговое сочинение.
Требования и критерии для итогового сочинения | Типичные ошибки | Пути предотвращения |
Требование 1.
Объем итогового сочинения |
Выпускники применяют способы искусственного увеличения текста:
|
Предупредить выпускников, что искусственное увеличение объема может привести к «незачету» по требованию № 1 |
Требование 2.
Самостоятельность написания итогового сочинения |
Выпускники допускают следующие ошибки:
|
Предупредить выпускников, что заимствование чужого текста может привести к «незачету» по требованию № 2.
Научить заимствовать не тексты, а мысли, формулируя собственную позицию, и своими словами излагать чужую точку зрения, ссылаясь на ее автора |
Критерий 1.
Соответствие теме |
– Неумение анализировать формулировку темы и определять ракурс ее раскрытия;
– непонимание смысла философских, нравственно-этических, социально-психологических понятий, в том числе использованных в формулировке темы; – неумение формулировать главную мысль сочинения, содержащую в свернутом виде ответ на вопрос темы; – подмена главной мысли общими утверждениями, не проясняющими суть проблемного вопроса; – повторение (почти дословное) в первой части сочинения комментария к открытым тематическим направлениям; – использование заготовленных фраз, заранее оправдывающих отсутствие в сочинении конкретного ответа на вопрос темы; – создание иллюзии ответа на вопрос темы с помощью слов «потому что», «ведь», в то время как ход дальнейших рассуждений воспроизводит домашнюю заготовку, не связанную по смыслу с вопросом темы; – неоправданное расширение темы до уровня тематического направления (в нескольких работах выпускники даже указали тематическое направление вместо темы); – использование домашней заготовки по тематическому направлению без всякой ее корректировки с учетом ракурса, заданного конкретной темой; – неудачные попытки приспособить заранее сделанные заготовки к предложенной теме; – неумение последовательно доказывать главную мысль на протяжении сочинения; – неразвитость умения создавать подлинный текст, имеющий авторский замысел и нацеленный на выражение своей позиции по поставленному в теме вопросу; его подмена псевдотекстом, сконструированным на основе формально связанных клишированных элементов; – излишняя категоричность, необоснованная прямолинейность суждений; – необоснованное использование стереотипных тезисов, содержательно обедняющих рассуждение; – отсутствие культуры авторства по отношению к чужим идеям и текстам; – наличие фактических ошибок разных типов, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет выпускник; – неумение осмысливать проблему многоаспектно; – неспособность рассуждать по предложенной проблеме; – неумение подтверждать тезисы доказательствами; – отсутствие индивидуального подхода к раскрытию темы; – подмена рассуждения демагогическими рассуждениями |
– Научить выбирать тему, где понятна проблема и знаком материал для примеров при аргументации;
– находить в теме ключевые слова, сужающие тему до заданного аспекта рассуждения; – учиться давать краткий ответ на вопрос и развернуто его обосновывать; – при подготовке к письменной работе обращаться к словарям для уяснения смысла абстрактных понятий; – писать сочинение с учетом ракурса темы, а не по домашней заготовке под открытое направление; – уметь формулировать главную мысль работы и доказывать ее в ходе раскрытия темы, подтверждая тезисы аргументами и примерами |
Критерий 2.
Аргументация. Привлечение литературного материала |
– Узкий читательский кругозор выпускника, незнание им программных художественных текстов из курса русской и зарубежной литературы;
– формальное привлечение для аргументации литературного произведения (книга только названа, и выпускник, знающий ее содержание поверхностно, заполняет свое сочинение общими словами и фразами); – неумение перерабатывать в соответствии с ракурсом темы и особенностями своего рассуждения выученные заранее примеры к открытому тематическому направлению; – неудачный подбор литературного материала для аргументации, неумение использовать литературные примеры для построения аргумента; пересказ содержания книги без убедительной аргументации и комментариев, несоответствие приведенных примеров выдвинутым тезисам и аргументам; отсутствие культуры цитирования; – примитивное понимание художественного текста, вульгарное толкование произведений или образов героев; непонимание авторской позиции; – отсутствие выраженного интереса к поэзии, а также к дневникам, публицистике, мемуарам и фольклорным жанрам и неиспользование их в качестве примеров; – наличие фактических недочетов разных типов, грубых фактических ошибок, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет автор сочинения |
– Расширение культурного кругозора;
– овладение разными способами привлечения необходимого материала:
– сопоставление проблем, явлений, персонажей, текстов, фактов и т. п.; – предупреждение фактических ошибок, проверка фактической информации по текстам, справочникам и энциклопедиям |
Критерий 3.
Композиция и логика рассуждения |
– Отсутствие вступления или заключения;
– во вступлении (или заключении) отражается непонимание автором сочинения смысла темы; – содержание вступления (или заключения) не соотносится с проблемой, которая будет решаться в основной части; – отсутствие во вступлении тезиса, который будет доказываться на конкретном литературном материале в основной части; – чрезмерно длинное вступление (или заключение), что свидетельствует о неумении выпускника лаконично формулировать главную мысль сочинения; это нарушение закономерно вызывает искажение композиции всей работы, поскольку приводит к несоразмерности объема вступления и остального сочинения; – наличие во вступлении (или заключении) избыточной информации; – отсутствие содержательных связей между вступлением и основной частью работы, между вступлением и заключением, между основной частью сочинения и заключением; – диспропорции в объеме смысловых частей работы; несоответствие между объемами вступления, основной части и заключения; – неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения; – несоразмерность объема своего размышления и аргумента(ов); – отсутствие микровывода (сентенции) после примера; – содержательное несоответствие сентенции и примера; – неумение выпускника разграничить вступление и основную часть; – слабость доказательной базы в основной части сочинения и ее недостаточность для убедительной аргументации; – наличие аргументов, приводящих к отступлению от темы, не соответствующих доказываемым тезисам; – несоответствие аргументов и примеров выдвинутым тезисам; – неразличение понятий «пример» и «аргумент» и неумение строить аргумент с привлечением литературного примера, формулировать на основе примера микровывод, содержательное несоответствие аргумента и примера |
– Научиться формулировать главную мысль сочинения и решать проблемы, поставленные во вступлении;
– тренироваться в формулировке тезисов основной части, подборе аргументов и примеров и создании логических переходов между смысловыми частями; – сопоставлять вступление и заключение и приводить их в соответствие; – соблюдать соразмерность частей сочинения |
Критерий 4.
Качество письменной речи |
– Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов; речевые повторы, то есть повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
– неточное словоупотребление (часто по причине незнания лексического значения слова или реалии, наименованием которой является слово), как следствие – нарушение лексической сочетаемости; – ошибки в построении и употреблении фразеологических оборотов; – использование плеоназмов; – неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций; – необоснованный пропуск слова; – порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения; – искусственное усечение слов (бытопроблемы, самовыбор); – создание окказионализмов (присущественно, саморучно, самодостоинство); – стилистически немотивированное употребление глагольной связки «есть» (это не есть хорошо); – ошибки в употреблении личных местоимений; – логические ошибки, состоящие в искажении причинно-следственных отношений и связей явлений; – неумение вербализовать чувства, найти точный словесный эквивалент для характеристики эмоций, состояний, переживаний (своих, других людей или литературных героев); – использование канцелярита; – немотивированное использование разговорной лексики, просторечий и вульгаризмов; – ошибки мышления и ошибки коммуникации (свидетельствуют о недостаточном уровне мыслительно-речевого и коммуникативного развития выпускников) |
– Научить соблюдать функционально-стилевую целостность сочинения;
– научить редактировать текст собственного высказывания, то есть выделять абзацы, удалять повторы, включать переходы между смысловыми частями; исправлять все виды речевых ошибок |
Критерий 5.
Грамотность |
Ошибки в орфограммах:
Пунктуационные ошибки;
Грамматические ошибки:
Морфологические ошибки:
|
Исправлять ошибки в любой письменной работе обучающегося |
© Материал из Справочной системы «Актион Завуч»