Тема: М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
Маршрутный лист заданий
Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве М.А. Булгакова и о художественных особенностях романа Булгакова «Мастер и Маргарита», формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.
Маршрутный лист заданий по русской литературе
Тема: «Художественные особенности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Во время защиты учебного проекта на уроке учитывается коллегиальность работы в группе, степень глубины раскрытия темы, форма представления (презентация, использование наглядности, качество публичной защиты, этичность в проведении дискуссии, умение взаимооценивания работы групп). Исследовательский метод опирается на следующие формы деятельности обучающихся на уроке:
1) работа с текстом;
2) выбор цитат;
3) анализ художественного текста:
4) анализ эпизода;
5) сопоставительный анализ;
6) выявление художественных особенностей текста.
Задание 1.
Прочитайте внимательно текст романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Подготовьте ответ по краткой форме анализа художественного произведения.
Краткий анализ романа Мастер и Маргарита (см. приложение)
1. История создания |
|
2. Тема |
|
3 Проблематика |
|
4. Жанр |
|
5. Идея |
|
7. Система образов |
|
8. Композиция |
|
9. Поэтика |
|
10. Мое отношение |
|
.
Задание 2. Написать характеристику литературных героев в рабочую тетрадь.
Визитная карточка литературного персонажа
Имя персонажа | Иешуа Га-Ноцри | Мастер | Маргарита | Понтий Пилат | Воланд |
Описание (портрет, возраст, физическое состояние): | |||||
Профессия, род занятий: | |||||
Нравственные ценности: вера, понятие свободы, убеждения, идеалы | |||||
Поступки:
|
|||||
Испытания героя:
|
|||||
Эволюция героя: восхождение/ низвержение | |||||
Вывод:
|
Вывод: Воланд и его компания, помогают людям разных эпох встретиться и понять друг друга и самих себя. А роман Михаила Афанасьевича помогает нам заглянуть в самих себя.
Булгаков дает разные варианты ответа. Абсолютное зло, оказавшееся бессильным в борьбе с бессмертными пороками. Абсолютное добро, способное существовать только в идеальном, но безжизненном царстве света.
Истина, считает Булгаков, − нерасторжимое единство добра и зла в мире, в душе человека. Жизнь − борьба противоположных, взаимоисключающих начал. Вместе сходятся день и ночь, свет и тьма, добро и зло. В этом мире существуют и верность, и предательство, и подлость и любовь. Действительно, истины на все времена, на все случаи жизни не существует. Каждый постигает ее в той степени, в какой развито его нравственное чувство. Действительно, «Дорога к храму истины проходит через нашу собственную душу».
Домашнее задание: домашнее подготовить черновик сочинения по творчеству М.А. Булгакова.
Темы домашних сочинений
1. Добро и зло в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.
2. Тема ответственности в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.
3. Что такое истина по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.
Список учебной литературы
1. Учебник «Русская литература ХХ века: Писатель и эпоха. 11 класс». Сост. В.В.Бадиков и др.. 2015 г.
2. Энциклопедия «Русская литература. 20 век».
3. Художественные произведения М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любое издание.
4. Булгаковская энциклопедия. Любое издание.
5. Соколов Б.В. Роман Булгакова Мастер и Маргарита. Очерки творческой истории. Москва, Наука, 2001 г.
6. Лескис Г., Атарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова Мастер и Маргарита. Москва, Радуга, 2007 г.
7. Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.: Флинта, 2002.
8. Различные Интернет-ресурсы.
9. В.В. Агеносов и др. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник. – Москва, издательство «Дрофа», 2003 г.
10. Русские писатели ХIХ и ХХ веков. Практические материалы для подготовки к сочинениям, экзаменам/В.Д. Серафимова.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008.
Приложение
Анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
История создания романа |
Начало работы над романом, получившим впоследствии название «Мастер и Маргарита», относится к 1928 году. Булгаков писал его почти до конца своей жизни. «Мастер и Маргарита» первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя. Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) стали не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества. Закончил роман в 1940 году, правил роман до последнего дня жизни. Роман впервые был опубликован в СССР только в 1966 году, а полный вариант, без купюр — в 1973. «Мастер и Маргарита» стал венцом творческого пути Булгакова и принес ему посмертную мировую славу. |
Композиция романа
|
«Мастер и Маргарита» — это «роман в романе», «двойной» роман: роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера и его романа. Действие романа о Понтии Пилате развивается в далеком прошлом (почти две тысячи лет назад), в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. А события, описанные в романе о судьбе Мастера, — в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана. Связывает оба сюжета, современный и исторический, автор романа о Понтии Пилате — Мастер. Московский и ершалаимский роман, с одной стороны, связаны друг с другом, с другой — противопоставлены, а вместе образуют органическое единство. |
Проблема выбора – центральная проблема романа | Не только Мастер, но и Маргарита, Понырев (Иван Бездомный, «ученик» Мастера) — все герои, которые, как и Иешуа, делают выбор в пользу духа, высших, нравственных устремлений, оказываются чуждыми этому «страшному» миру. Мастеру находится место только в клинике для душевнобольных, Маргарите помогает дьявол, а Понырев занимается тем, что максимально удалено от настоящего, — прошлым.
Судьба художника, Мастера, представлена в булгаковском романе и как вечная общечеловеческая драма, восходящая к жизненному подвигу, страданиям и смерти Иисуса Христа, и как индивидуальная трагедия современного человека. Реалии этой индивидуальной судьбы Булгаков в полном смысле слова выстрадал всей своею жизнью.
|
Жанр | Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку роман многослоен и содержит в себе множество жанров и элементов таких жанров, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, философская притча. |
Концепции прочтения романа | Булгаковедение предлагает три концепции прочтения романа: историко-социальную (В. Я. Лакшин), биографическую (М. О. Чудакова) и эстетическую с историко-политическим контекстом (В. И. Немцев). |
Название романа
|
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Существует восемь редакций романа. В первой редакции роман имел варианты названий: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Евангелие от Воланда», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причём здесь уже фигурировали Маргарита и её тогда безымянный спутник — будущий Мастер, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой. |
Персонажи | Персонажи делятся на триады во всех трех мирах романа. |
Мастер | Писатель, автор романа о Понтии Пилате, человек, не приспособленный к эпохе, в которой живёт, и доведённый до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря — «Не будем об этом». Известен только под прозвищем «Мастер», данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной. Мастер — лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер, главный герой романа, пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман, по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати — как у Толстого. Мастер общался с Воландом — сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа.
«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно 38». |
Маргарита
|
Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргариту выбирают королевой бала, и при этом Воланд намекает на ее, возможно, королевскую кровь. Маргарита не заслуживает света, а только покоя с Мастером в уединенном домике. Маргарита — это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то «Мастер и Маргарита» трансформируется в «Творчество и Любовь». |
Воланд | Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении (в романе Мастер и Маргарита) повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате).
1.Свита: верная Гелла, Азазелло с ножом, Фагот-Коровьев, кот Бегемот. 2. Наднациональность. Из мыслей Берлиоза и Бездомного: «Немец?»; «Англичанин?»; «Нет, скорее француз…»; «Поляк?..». 3. Могущество проявляется в том, что персонаж может все. Воланд даже восстановил сгоревшую рукопись Мастера. Воланд щедр, он дарит алмазную подковку, разбрасывает деньги и т.д. |
Понтий Пилат
|
Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек, тем не менее успевший проникнуться симпатией к Иешуа Га-Ноцри во время его допроса. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление величества, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. Страдал сильной головной болью, от которой избавил его во время допроса Иешуа Га-Ноцри. |
Иешуа Га-Ноцри
|
Образ Иисуса Христа в романе, странствующий философ из Назарета, описываемый Мастером в своём романе, а также Воландом на Патриарших прудах. Довольно сильно расходится с образом библейского Иисуса Христа. К тому же, он говорит Понтию Пилату, что Левий-Матвей (Матфей) неправильно записал его слова и что «путаница эта будет продолжаться очень долгое время». Пилат: «А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре?» Иешуа: «Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее». Гуманист, отрицающий противление злу насилием. |
Левий Матвей | Единственный последователь Иешуа Га-Ноцри в романе. Сопровождал своего учителя до самой смерти, а впоследствии снял его с креста, чтобы похоронить. Также предпринимал попытку зарезать ведомого на казнь Иешуа, чтобы избавить его от мук на кресте, но потерпел при этом неудачу. В конце романа приходит к Воланду, посланный своим учителем Иешуа, с просьбой о «покое» для Мастера и Маргариты. |
Михаил Александрович Берлиоз
|
Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. |
Иван Николаевич Бездомный
|
Поэт, член МАССОЛИТа. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. |
Идея романа | Булгаков в «Мастере и Маргарите» показал, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания, без движения вперед через сомнения. Это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности. |
Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Древний ершалаимский
|
Вечный потусторонний | Современный московский |
Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвее Иуда и другие.
В этих главах описываются события более чем двухтысячелетней давности. Причем даются они нам с нескольких точек зрения: это и рассказ Воланда (2 глава), 16 глава «Казнь» — это сон Ивана Бездомного в сумасшедшем доме либо рассказ Мастера, затем Азазелло читает Маргарите отрывки из романа Мастера и т.д.. Кроме того, достоверность достигается включением в повествование скрепов. Скрепы – повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую. |
Воланд и его свита. Свиту Воланда составляют три «главных» шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла. Они не столько сбивают с пути истинного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду закоренелых грешников, являются орудием божьего наказания.
Воланда сопровождают существа, которые в романе, по сути, играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу негодующему московскому населению. Они просто-напросто выводят наизнанку людские слабости и пороки. Воланд связывает между собой все три мира. |
Сотрудники варьете, обыватели, врачи и пациенты клиники Стравинского и др.
Люди заняты сиюминутными проблемами. Поступками людей движут одни и те же мотивы на протяжении всей истории человечества. В описаниях московского быта нас не покидает ощущение несерьёзности, ирреальности, сатиричности. |
Система образов романа
Истина = Он = Жизнь |
|
Мессия = Учитель = носитель истины (сын) |
|
Иешуа Га-Ноцри | Мастер |
последователи | |
Иван Бездомный | Левий Матвей |
предатели | |
Иуда из Кириафа | Алоизий Могарыч |
Истина = Идея = Закон жизни |
|
«В чем истина?» Любовь божественная = Любовь земная = Путь познания бытия «Истина в том, что у тебя болит голова…Но я помогу тебе…» |
Общие выводы: роман Булгакова «Мастер и Маргарита «— сложная многоуровневая система, в которой через лейтмотивы исследуются очень важные философские и нравственные темы. Однажды возникнув, мотив всплывает много раз в разных формах, по этой причине текст романа прочитывается через призму ассоциативных связей между героями, деталями и событиями разных пространственно-временных пластов.