Тема: М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» Маршрутный лист заданий

Тема: М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве М.А. Булгакова и о художественных особенностях романа Булгакова «Мастер и Маргарита»,  формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Маршрутный лист заданий по русской литературе

Тема: «Художественные особенности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Во время защиты  учебного проекта на уроке учитывается коллегиальность работы в группе, степень глубины раскрытия темы, форма представления (презентация, использование наглядности, качество публичной защиты, этичность в проведении дискуссии, умение взаимооценивания работы групп). Исследовательский метод опирается на следующие формы деятельности обучающихся на уроке:

1)    работа с текстом;

2)    выбор цитат;

3)    анализ художественного текста:

4)    анализ эпизода;

5)    сопоставительный анализ;

6)    выявление художественных особенностей текста.

Задание 1.

Прочитайте  внимательно текст  романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Подготовьте ответ по краткой форме анализа художественного произведения.

Краткий анализ романа Мастер и Маргарита (см. приложение)

1. История создания

 

2. Тема

 

3 Проблематика

 

4. Жанр

 

5. Идея

 

7. Система образов

 

8. Композиция

 

9. Поэтика

 

10. Мое отношение

 

.

                   Задание 2. Написать характеристику литературных  героев в рабочую тетрадь.

Визитная карточка литературного персонажа

Имя персонажа Иешуа Га-Ноцри Мастер Маргарита Понтий Пилат Воланд
Описание (портрет, возраст, физическое состояние):          
Профессия, род занятий:          
Нравственные ценности: вера, понятие свободы, убеждения, идеалы          
Поступки:

 

         
Испытания героя:

 

         
Эволюция героя: восхождение/ низвержение          
Вывод:

 

         

 

Вывод: Воланд и его компания, помогают людям разных эпох встретиться и понять друг друга и самих себя. А роман Михаила Афанасьевича помогает нам заглянуть в самих себя.

Булгаков дает разные варианты ответа. Абсолютное зло, оказавшееся бессильным в борьбе с бессмертными пороками. Абсолютное добро, способное существовать только в идеальном, но безжизненном царстве света.

Истина, считает Булгаков, − нерасторжимое единство добра и зла в мире, в душе человека. Жизнь − борьба противоположных, взаимоисключающих начал. Вместе сходятся день и ночь, свет и тьма, добро и зло. В этом мире существуют и верность, и предательство, и подлость и любовь. Действительно, истины на все времена, на все случаи жизни не существует. Каждый постигает ее в той степени, в какой развито его нравственное чувство. Действительно, «Дорога к храму истины проходит через нашу собственную душу».

 

Домашнее задание:  домашнее подготовить черновик сочинения по творчеству М.А. Булгакова.

                                                         

Темы домашних сочинений

1.                  Добро и зло в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.

2.                  Тема ответственности в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.

3.                  Что такое истина по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.

 

                                     

Список учебной литературы

1.       Учебник  «Русская  литература ХХ века: Писатель и эпоха. 11 класс». Сост. В.В.Бадиков и др.. 2015 г.

2.       Энциклопедия «Русская литература. 20 век».

3.       Художественные произведения М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любое издание.

4.       Булгаковская энциклопедия. Любое издание.

5.       Соколов Б.В. Роман Булгакова Мастер и Маргарита. Очерки творческой истории. Москва, Наука, 2001 г.

6.       Лескис Г., Атарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова Мастер и Маргарита. Москва, Радуга, 2007 г.

7.       Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.: Флинта, 2002.

8.       Различные Интернет-ресурсы.

9.       В.В. Агеносов и др. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник. – Москва, издательство «Дрофа», 2003 г.

10.   Русские писатели ХIХ и ХХ веков. Практические материалы для подготовки к сочинениям, экзаменам/В.Д. Серафимова.- М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008.

 

Приложение

Анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

История создания романа

Начало работы над романом, получившим впоследствии название «Мастер и Маргарита», относится к 1928 году. Булгаков писал его почти до конца своей жизни. «Мастер и Маргарита» первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя. Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) стали не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества. Закончил роман в 1940 году, правил роман до последнего дня жизни. Роман впервые был опубликован в СССР только в 1966 году, а полный вариант, без купюр — в 1973. «Мастер и Маргарита» стал венцом творческого пути Булгакова и принес ему посмертную мировую славу.

Композиция романа

«Мастер и Маргарита» — это «роман в романе», «двойной» роман: роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера и его романа. Действие романа о Понтии Пилате развивается в далеком прошлом (почти две тысячи лет назад), в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. А события, описанные в романе о судьбе Мастера, — в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана. Связывает оба сюжета, современный и исторический, автор романа о Понтии Пилате — Мастер. Московский и ершалаимский роман, с одной стороны, связаны друг с другом, с другой — противопоставлены, а вместе образуют органическое единство.
Проблема выбора – центральная проблема романа Не только Мастер, но и Маргарита, Понырев (Иван Бездомный, «ученик» Мастера) — все герои, которые, как и Иешуа, делают выбор в пользу духа, высших, нравственных устремлений, оказываются чуждыми этому «страшному» миру. Мастеру находится место только в клинике для душевнобольных, Маргарите помогает дьявол, а Понырев занимается тем, что максимально удалено от настоящего, — прошлым.

Судьба художника, Мастера, представлена в булгаковском романе и как вечная общечеловеческая драма, восходящая к жизненному подвигу, страданиям и смерти Иисуса Христа, и как индивидуальная трагедия современного человека. Реалии этой индивидуальной судьбы Булгаков в полном смысле слова выстрадал всей своею жизнью.

 

  Жанр Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку роман многослоен и содержит в себе множество жанров и элементов таких жанров, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, философская притча.
Концепции прочтения романа Булгаковедение предлагает три концепции прочтения романа: историко-социальную (В. Я. Лакшин), биографическую (М. О. Чудакова) и эстетическую с историко-политическим контекстом (В. И. Немцев).
  Название романа

 

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Существует восемь редакций романа. В первой редакции роман имел варианты названий: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Евангелие от Воланда», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причём здесь уже фигурировали Маргарита и её тогда безымянный спутник — будущий Мастер, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой.
  Персонажи Персонажи делятся на триады во всех трех мирах романа.
   Мастер Писатель, автор романа о Понтии Пилате, человек, не приспособленный к эпохе, в которой живёт, и доведённый до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря — «Не будем об этом». Известен только под прозвищем «Мастер», данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной. Мастер — лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер, главный герой романа, пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман, по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати — как у Толстого. Мастер общался с Воландом — сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа.

«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно 38».

  Маргарита

 

Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргариту выбирают королевой  бала, и    при этом Воланд намекает на ее, возможно, королевскую кровь. Маргарита не заслуживает света, а только покоя с Мастером в уединенном домике. Маргарита — это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то «Мастер и Маргарита» трансформируется в «Творчество и Любовь».
   Воланд Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении (в романе Мастер и Маргарита) повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате).

1.Свита: верная Гелла, Азазелло с ножом, Фагот-Коровьев, кот Бегемот.

2. Наднациональность. Из мыслей Берлиоза и Бездомного: «Немец?»; «Англичанин?»; «Нет, скорее француз…»; «Поляк?..».

3. Могущество проявляется в том, что персонаж может все. Воланд даже восстановил сгоревшую               рукопись Мастера. Воланд щедр, он дарит алмазную подковку, разбрасывает деньги и т.д.

   Понтий Пилат

 

Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек, тем не менее успевший проникнуться симпатией к Иешуа Га-Ноцри во время его допроса. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление величества, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. Страдал сильной головной болью, от которой избавил его во время допроса Иешуа Га-Ноцри.
   Иешуа Га-Ноцри

 

Образ Иисуса Христа в романе, странствующий философ из Назарета, описываемый Мастером в своём романе, а также Воландом на Патриарших прудах. Довольно сильно расходится с образом библейского Иисуса Христа. К тому же, он говорит Понтию Пилату, что Левий-Матвей (Матфей) неправильно записал его слова и что «путаница эта будет продолжаться очень долгое время». Пилат: «А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре?» Иешуа: «Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее». Гуманист, отрицающий противление злу насилием.
    Левий Матвей Единственный последователь Иешуа Га-Ноцри в романе. Сопровождал своего учителя до самой смерти, а впоследствии снял его с креста, чтобы похоронить. Также предпринимал попытку зарезать ведомого на казнь Иешуа, чтобы избавить его от мук на кресте, но потерпел при этом неудачу. В конце романа приходит к Воланду, посланный своим учителем Иешуа, с просьбой о «покое» для Мастера и Маргариты.
Михаил Александрович Берлиоз

 

Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё.
Иван Николаевич Бездомный

 

 Поэт, член МАССОЛИТа. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером.
Идея романа Булгаков в «Мастере и Маргарите» показал, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания, без движения вперед через сомнения. Это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые со­вершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности.

 

Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Древний ершалаимский

 

Вечный потусторонний Современный московский
Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвее Иуда и другие.

В этих главах описываются события более чем двухтысячелетней давности. Причем даются они нам с нескольких точек зрения: это и рассказ Воланда (2 глава), 16 глава «Казнь» — это сон Ивана Бездомного в сумасшедшем доме либо рассказ Мастера, затем Азазелло читает Маргарите отрывки из романа Мастера и т.д.. Кроме того, достоверность достигается включением в повествование скрепов.

Скрепы – повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.

Воланд и его свита. Свиту Воланда составляют три «главных» шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.  Они не столько сбивают с пути истинного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду закоренелых грешников,  являются орудием божьего  наказания.

Воланда сопровождают существа, которые в романе, по сути, играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу негодующему московскому населению. Они просто-напросто выводят наизнанку людские слабости и пороки.

Воланд связывает между собой все три мира.

Сотрудники варьете,  обыватели, врачи и пациенты клиники Стравинского и др.

Люди заняты сиюминутными проблемами. Поступками людей движут одни и те же мотивы на протяжении всей истории человечества.

В описаниях московского быта нас не покидает ощущение несерьёзности, ирреальности, сатиричности.

 

Система образов романа

Истина = Он = Жизнь

Мессия = Учитель = носитель истины (сын)

                      Иешуа Га-Ноцри                                   Мастер
                                                                              последователи
                       Иван Бездомный                            Левий Матвей
   
                                                                              предатели
                     Иуда из Кириафа                         Алоизий Могарыч

Истина = Идея = Закон жизни

«В чем истина?»

 Любовь божественная = Любовь земная = Путь познания бытия

«Истина в том, что у тебя болит голова…Но я помогу тебе…»

 

Общие выводы: роман Булгакова «Мастер и Маргарита «— сложная многоуровневая система, в которой через лейтмотивы исследуются очень важные философские и нравственные темы. Однажды возникнув, мотив всплывает много раз в разных формах, по этой причине текст романа прочитывается через призму ассоциативных связей между героями, деталями и событиями разных пространственно-временных пластов.

Тема: М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» Маршрутный лист заданий
Пролистать наверх