Работа над романом «Мастер и Маргарита».

  1. Работа над романом «Мастер и Маргарита».
  2. Один из лучших русских писателей ХХ века.

 

  • Чтение и анализ стихотворения А. Ахматовой «Памяти М. А. Булгакова» (вопрос 7 в учебнике к теме «М. А. Булгаков»).

Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, посвящённое памяти Булгакова.

Когда и где было написано это стихотворение? «Какие черты личности Булгакова выделяет Ахматова?

На какие исторические факты и биографические подробности (в том числе относящиеся к себе) она намекает? Чем объясняется загадочность, зашифрованность стихотворения?»

 

  1. Сообщения учащихся (индивидуальные домашние задания 1 — 3).

Запишите названия произведений Булгакова, годы их созда- ния, заинтересовавшие вас факты, мысли, ваши ассоциации, а также вопросы, возникшие в ходе сообщений одноклассников.

 

V. Домашнее задание.

Прочитайте главу учебника «Скитания: гибель Дома» и от- ветьте на вопросы 1 — 6 к теме «М. А. Булгаков».

 

«Мастер и Маргарита»

 

Урок 58. М. А. Булгаков и «потаённая литература». Творческий путь: от «Грядущих перспектив»

к «роману о дьяволе»

  1. Беседа по вопросам домашнего задания.

«Какую роль в творчестве Булгакова играют образы Дома и Города? Как они связаны с биографией писателя?»

Где и как Булгаков пережил события революции и Граждан- ской войны? Каково было его отношение к этим событиям? В ка- ких произведениях оно отразилось?»

«Какую роль в биографии Булгакова сыграла Москва? Какие проблемы вставали перед писателем в ранние московские годы? Какие произведения им посвящены?»

  1. Чтение учащимися фрагмента письма Булгакова «Прави- тельству СССР» (28 марта 1930 года) (см. Практикум. М. А. Бул- гаков, задание 2).

Как факты, которые приводит в письме Булгаков, характеризу- ют его отношения с официальной литературной средой и советской

 

властью? Что вызывает боль и недоумение писателя? Чего он про- сит у правительства? В чём «пресса СССР совершенно права»?

  • Беседа с учащимися.

Послушайте отрывок из стихотворения В. В. Маяковского

«Лицо классового врага. I. Буржуй-Нуво»:

На ложу

в окно

театральных касс

тыкая

ногтем лаковым,

он

даёт

социальный заказ

на «Дни Турбиных» — Булгаковым.

Хотя

буржуй

и лицо перекрасил

и пузо не выглядит грузно — он волк,

он враг

рабочего класса, он должен быть

понят

и узнан.

Как эти строки выявляют отношение Маяковского к пьесе Булгакова «Дни Турбиных» и к её автору?

Послушайте фрагмент рецензии В. Шкловского на повесть

«Роковые яйца».

«Как пишет Михаил Булгаков? Он берёт вещь старого писателя, не изменяя строение и переменяя его тему. Так шофёры пели вместо: “Ям- щик, не гони лошадей” — “Шофёр, не меняй скоростей”.

Хотя во время езды скорости не меняются.

Возьмём один из типичных рассказов Михаила Булгакова “Роковые яйца”.

Как это сделано?

Это сделано из Уэллса. <…>

Я не хочу доказать, что Михаил Булгаков плагиатор. Нет, он — спо- собный малый, похищающий “Пищу богов” для малых дел.

Успех Михаила Булгакова — успех вовремя приведённой цитаты»1.

В чём упрекает критик писателя? Какая интонация и почему преобладает в этом анализе произведения Булгакова?

Вы прочитали дома главу учебника, в которой прослеживает- ся творческий путь Булгакова в 1920 — 1930-е годы, характери-

 

зуются его отношения с правительством, писателями и взгляды на современную и классическую литературу.

«Почему Булгаков называл себя “одиноким волком”? Какова была судьба основных его произведений?» (вопрос 6 в учебнике к теме «М. А. Булгаков»). «Каково было положение писателя в советской литературе 1920-х годов? Чем его позиция отличалась от позиции писателей-современников (например, М. М. Зощенко)? (вопрос 5 в учебнике к теме «М. А. Булгаков»).

В чём состояла «тройная жизнь» Михаила Булгакова в 1920-е годы в Москве? С чем была связана его третья, «тайная», жизнь? Каким писателям ХIХ века близок Булгаков? Каково было его отношение к классической традиции?

 

  1. Самостоятельное чтение учащимися главы учебника «За- вещание: закатный роман» и беседа по ней.

Сколько лет Булгаков писал роман? Какие названия имели первые варианты романа? Встреча с кем изменила и сам роман, и судьбу писателя? Почему Булгаков называл «Мастера и Маргариту» «за- катным романом»? Когда роман был впервые опубликован в СССР?

Запишите в тетради названия основных черновых вариантов романа «Мастер и Маргарита»:

«Чёрный маг» (1928 — 1929);

«Копыто инженера» (1929 — 1930);

«Великий канцлер» (1932 — 1936);

«Князь тьмы» (1937);

«Мастер и Маргарита» (1937).

В чём отличие окончательного варианта от предыдущих? Как эти названия помогают проследить изменение творческой мысли Булгакова? Кто являлся главным персонажем в начальных вари- антах, а кто — в окончательном?

 

  1. Анкета по роману. Письменно ответьте на вопросы.
  2. Кто из героев романа Булгакова наиболее симпатичен вам? Кто — самый неприятный?
  3. Ершалаимские или московские главы вы читали с боRльшим интересом?
  4. Чей это портрет: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запёкшейся кровью»?
  5. У кого из героев романа был портсигар с бриллиантовым треугольником на крышке?
  6. Объясните, как вы понимаете эпиграф к роману.

 

  1. Почему у мастера нет имени?
  2. Кто из героев присутствует и в первой главе, и в эпилоге романа?
  3. Какие произведения русской и мировой литературы вы вспомнили, читая «Мастера и Маргариту»?
  4. Напишите, какие вопросы остались для вас неразрешённы- ми после чтения романа.

 

VI. Домашнее задание.

  1. Перечитайте 1, 2, 16, 25 и 26-ю главы романа «Мастер и Маргарита».
  2. Выполните задание 10 к теме учебника «М. А. Булгаков».

«Сравните описание последнего дня жизни Иисуса Хри- ста в Евангелиях от Матфея (гл. 27), от Луки (гл. 23), от Иоанна (гл. 18: 28 — 40, гл. 19) и последнего дня Иешуа Га- Ноцри в романе мастера. Какие детали и характеристики и каким образом использует Булгаков? Чем его изображение Понтия Пилата, Левия Матфея, Иуды отличается от кано- нических образов?»

 

Уроки 59 — 60. Жанр, композиция и проблематика

«Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета

 

  1. Выборочный анализ письменных работ учащихся, выпол- ненных на прошлом уроке.

Один из вопросов анкеты звучал так: «Объясните, как вы по- нимаете эпиграф к роману»: «…так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»? В название романа вынесены имена мастера и Маргариты, но по- чему эпиграф относится к Воланду?2

  1. Комментированное выборочное чтение учителем 1-й и 2-й глав романа.

После выборочного чтения 1-й и 2-й глав романа заполните первые пять позиций таблицы (см. Практикум. М. А. Булгаков, задание 3).

Сопоставление 1-й и 2-й глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Мар- гарита»

 

Позиции сопоставления Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными  

Глава 2. Понтий Пилат

Место действия Москва, Патри- аршие пруды Ершалаим, дворец Ирода Великого

 

Продолжение таблицы

 

Позиции сопоставления Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными  

Глава 2. Понтий Пилат

Время года (месяц) Весна (май) Весенний месяц нисан
Время суток «Небывало жар- кий закат» «Было около десяти часов утра»
Главные герои Воланд, Берлиоз, Иван Бездомный Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат
Главная тема беседы «…и никого из сынов Божьих не было, в том числе и Иисуса» (Берлиоз) «Имей- те в виду, что Иисус существо- вал»

(Воланд)

«Что такое истина?»
Размышления о власти Отсутствие пря- мых слов о поли- тике, о Сталине и т. п. «…всякая власть является насилием над людьми… <…> и настанет время, когда…

<…> человек перейдёт в цар- ство истины и справедливо- сти, где вообще не будет надобна никакая власть» (Иешуа).

«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиве- рия» (Понтий Пилат)

Детали, описы- вающие реаль- ность «Абрикосовая дала обильную жёлтую пену»,

«икнул мучи- тельнее и гром- че», сигареты

«Наша марка»,

«вчерашний номер “Литера- турной газеты”» и т. п.

«Запах розового масла», «стоп- танные сандалии Иешуа»,

«измятая и опухшая багровая кисть руки», «два мраморных белых льва, стороживших лестницу» и т. п.

 

Окончание таблицы

 

Позиции сопоставления Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными  

Глава 2. Понтий Пилат

Фантастиче- ские события «И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрач- ный гражданин престранного вида» и др. Отсутствуют
Мотив птицы «предчувствуя вечернюю про- хладу, бесшумно чертили чёрные птицы» ласточка
Кто рассказ- чик/повество- ватель Автор Воланд / Мастер

 

  • Беседа с учащимися, продолжение работы с таблицей.

Почему разговор о Боге (и вообще роман) начинается с беседы двух атеистов?

Перечитайте часть беседы Иешуа и Пилата, где речь идёт о государстве, политике. Почему разговор о политике, о власти происходит не в «московской», а в «ершалаимской» главе?

Ю. М. Лотман утверждал: «Роман построен как переплетение двух самостоятельных текстов: один повествует о событиях, развертывающих- ся в Москве, современной автору, другой — в древнем Ершалаиме. Мо- сковский текст обладает признаками “реальности”: он имеет бытовой характер, перегружен правдоподобными, знакомыми читателю деталями и предстаёт как прямое продолжение знакомой читателю современности… В отличие от него, повествование о Ершалаиме всё время имеет характер “текста в тексте”. Если первый текст — создание Булгакова, то второй создают герои романа. <…> Ершалаимские главы неизменно вводятся концовками московских, которые становятся их зачинами, подчёркивая их вторичную природу. <…>

Однако как только эта инерция распределения реального — нереаль- ного устанавливается, начинается игра с читателем за счет перераспре- деления границ между этими сферами. Во-первых, московский мир (“реальный”) наполняется самыми фантастическими событиями, в то время как “выдуманный” мир романа мастера подчинен строгим законам бытового правдоподобия. <…>

 

Наконец, в идейно-философском смысле это углубление в “рассказ о рассказе” представляется Булгакову не удалением от реальности в мир словесной игры… <…> а восхождением от кривляющейся кажимости мнимо реального мира к подлинной сущности мировой мистерии»3.

Докажите, что первая глава содержит бытовые подробности и

«правдоподобные, знакомые читателю детали» и в то же время

«наполняется самыми фантастическими событиями». Найдите в тексте и выпишите в таблицу эти детали и события.

Докажите также, что «выдуманный» мир романа мастера (го- род Ершалаим, дворец Ирода Великого, герои Иешуа Га-Ноцри, Марк Крысобой и т. п.) подчинён «законам бытового правдоподо- бия». Выпишите слова и словосочетания, убеждающие читателя в том, что созданный мастером мир реален.

Для понимания романа важно осмыслить то, какую роль в нём играет тот или иной мотив. Рассмотрим принцип лейтмотивного построения повествования Булгакова на примере мотива птиц.

Найдите в тексте первой и второй главы описания птиц. Какая птица прилетает во дворец Ирода Великого во время разговора Иешуа и Пилата? Прочитайте этот эпизод. Каких птиц замечает в вечернем московском небе Воланд? Случайно ли появление этих птиц? Какова их роль в повествовании?

Птицы — это знамения каких-то событий.

 

«Наиболее явственно мотив небесного знамения, данного через птиц, реализован в романе “Мастер и Маргарита”. Так, идею спасения бродя- чего философа Пилату приносит ласточка, как бы случайно залетевшая во дворец. Затем, будто демонстрируя Пилату “оптимальный” ход со- бытий, она вылетает на волю. <…> Роль ласточки здесь соответствует её мифопоэтическому образу: в традиционных представлениях “ласточка — чистая, святая птица, наделяемая женской символикой. В песне ласточ- ка уподобляется Божьей Матери. <…> В народной легенде о распятии Христа ласточки, в отличие от воробьев, старались избавить его от муче- ний. <…> Оттого гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье и благодать”»4.

 

Прочитайте предложение, в котором описываются «москов- ские» птицы:

«— Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами погля- дел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили чёрные птицы…»

Чёрные птицы — предвестники смерти Берлиоза. Воланд, как авгур (гадатель по птицам), предсказывает смерть Михаила Алек- сандровича. Но здесь интересен и подбор слов: «…предЧувствуя веЧЕРнюю прохладу, бесшумно ЧЕРТили ЧЁРные птицы…»5.

 

Даже на уровне мотива птиц происходит сопоставление этих глав.

Конечно, заставляет сравнивать эти главы и появление в них двух главных «идеологов» романа — Иешуа и Воланда. Прочи- тайте портретное описание Воланда. Найдите и прочитайте опи- сание внешности Иешуа. В каком из портретов своих героев Булгаков следует традиции, а где он её нарушает?

Что сближает Воланда и Иешуа? А чем они кардинально раз- личаются?

Кто повествует о событиях первой главы, а кто рассказывает вторую?

Сделайте записи в таблице и подведите итоги, ответив на во- просы.

Какие герои, события, детали и т. п. противопоставлены в первой и второй главе? А что соотносится в них? Кого проверяют на прочность нравственных устоев в первой и во второй главе? Какие «вечные темы» объединяют московскую и ершалаимскую главы?

 

  1. Письменная работа. Сформулируйте ответ на вопрос:

Зачем Булгаков соотносит первую и вторую главы романа?

 

  1. Проверка домашних заданий 1 и 2 — анализ «романа ма- стера» (2, 16, 25 и 26-я главы).

Кто рассказывает каждую из этих глав романа?

Какой герой, по мысли мастера, является воплощением добра в его романе? В чём заключается основная идея проповеди Иешуа? Сколько лет арестованному? Сколько лет Иисусу в момент суда Пилата? Сколько учеников у Христа? А сколько учеников у Иешуа?

В тексте мастера Иешуа — богочеловек или просто человек? Найдите слова текста, подтверждающие это. Какое чувство вы- зывает у вас Иешуа в начале разговора с Пилатом? Как он сам себя называет и как его называет Пилат? А как называют Иису- са в Евангелиях? Как пишутся в Евангелиях местоимения, от- носящиеся к Иисусу?

Вы прочитали главы Евангелий, в которых описывается суд Пилата над Христом и распятие Христа на Голгофе. В чём Бул- гаков следует евангельскому повествованию, а в чём отклоняется от него? Как природа откликается на распятие Христа? А как меняется состояние природы в Ершалаиме? Почему страшная туча появляется после обвинений, выкрикнутых Левием Матве- ем Богу? Что символизирует эта туча? Кто из учеников и после- дователей Христа становится свидетелем его крестного страда-

 

ния? А кто наблюдает за страданиями Иешуа? Кто попросил у Пилата тело Христа после его смерти? А как было погребено тело Иешуа?

Тема предательства в романе связана с образом Иуды. Про- читайте описание героя. В какой момент Иуда впервые появля- ется на страницах романа мастера? Почему Иуда (особенно в сцене убийства) изображён красавцем? Почему Иуда так красив в отличие от Иешуа?

Сопоставим сцену предательства в Евангелии от Матфея (гл. 26: 47 — 50) и в романе. Найдите упоминания об Иуде в Еван- гелиях. Какое у него прозвище? Как изменяет это прозвище Булгаков? Как мы узнаём о предательстве Иуды в романе? По- чему евангельский Иуда предаёт Христа? А в чём смысл преда- тельства Иуды у Булгакова?

*Сопоставьте образ Иуды в романе Булгакова и на фреске Джотто «Поцелуй Иуды». Какой образ ближе к евангельскому тексту?

Как погибают Иуда — ученик Христа и Иуда из романа Бул- гакова? В чём кардинальное изменение трактовки Булгаковым этого образа? Кто «управляет» ножом убийцы? Одобрил бы Иешуа эту казнь? Кто из героев «московских» глав соотносится с Иудой?6 Объясните свою точку зрения.

Какой герой становится в романе мастера воплощением пре- данности? Прочитайте описание его внешности. Какими каче- ствами наделён этот человек? Как относится к деятельности Ле- вия Иешуа? Чем он не доволен?

Как Левия Матвея называют в Евангелиях?7

Какие ещё свидетельства евангелистов о Матфее вы нашли?

В чём разница сведений о Матфее в Евангелиях и в романе?

Почему казнь на Лысой Горе дана глазами Левия Матвея? По- чему именно он оказывается посредником в переговорах Иешуа с Воландом? Почему Воланд ироничен в разговоре с Левием Мат- веем?

Кто является главным героем романа мастера? Какой грех со- вершил Понтий Пилат? Почему Булгаков «наделяет» Пилата страшной головной болью? Почему в финале романа Пилат об- ретает свет?

Какие отступления от евангельского текста в трактовке об- раза Пилата сделал Булгаков, а что сохранил неизменным?

Сравните стихи из Евангелия от Луки (гл. 19: 41 — 44), в ко- торых Иисус обращается к Иерусалиму:

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём.

И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих;

 

Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего».

И те же слова из Евангелия, «обработанные» Булгаковым и включённые во вторую главу романа:

«— О нет! — воскликнул Пилат, и с каждым словом ему становилось легче и легче: не нужно было больше притворяться… <…> Вспомни мое слово, первосвященник. Увидишь ты не одну когорту в Ершалаиме, нет! Придёт под стены города полностью легион Фульмината, подойдёт араб- ская конница, тогда услышишь ты горький плач и стенания! Вспомнишь ты тогда спасённого Вар-раввана и пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью!»8

С каким чувством Иисус произносит слова, обращённые к Иерусалиму? С какой интонацией выкрикивает подобные слова Понтий Пилат? С какой целью Булгаков «передал» монолог Иисуса Пилату?

Какие ещё евангельские факты, детали, характеристики ис- пользовал писатель в ершалаимских главах?

 

  1. Дискуссия на тему «Почему и зачем Булгаков отклонился от евангельской истории?»

Прочитайте несколько суждений о евангельских главах рома- на (см. Практикум. М. А. Булгаков, задание 4).

Какая точка зрения кажется вам более аргументированной? С кем из исследователей вы хотели бы поспорить? Как бы вы от- ветили на вопрос о том, почему Булгаков переосмыслил евангель- ский сюжет?

«После публикации “Мастера и Маргариты” в критике появи- лось выражение “Булгаков для бедных”. Как вы думаете, что оно означало? К каким произведениям его можно применить? Мож- но ли назвать произведения мировой литературы и культуры, по отношению к которым булгаковская книга окажется “романом для бедных”? (Задание 20 в учебнике к теме «М. А. Булгаков»).

 

VII. Домашнее задание.

  1. Перечитайте главы: «Было дело в Грибоедове» (5 гл.), «Не- хорошая квартира» (7 гл.), «Коровьевские штуки» (9 гл.),

«Чёрная магия и её разоблачение» (12 гл.), «Беспокойный день» (17 гл.), «Неудачливые визитёры» (18 гл.), «Послед- ние похождения Коровьева и Бегемота» (28 гл.).

  1. Письменная работа (по выбору учащихся).

А. «Какие символические детали и образы можно уви- деть в романе мастера? Как они используются в других

 

сюжетных линиях?» (Вопрос 11 в учебнике к теме «М. А. Бул- гаков»).

Б. Выберите любой мотив, определите его значение и проследите его развитие в романе (например, мотивы света и тьмы, луны, грозы, денег, страха и др.).

В. «Какие малые романы внутри большого романа можно выделить? Попробуйте придумать этим романам заголовки в булгаковском стиле. Напишите сочинение-миниатюру “За- главия у Булгакова”» (Задание 8 в учебнике к теме «М. А. Бул- гаков»).

  • Индивидуальное задание.

Подготовьте сообщение о музыкальных мотивах в романе.

 

Урок 61. Булгаковская Москва: конкретное

и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры

 

  1. Беседа с элементами аналитического чтения. Аналитическое чтение главы «Было дело в Грибоедове». Докажите, что 5-я глава романа — это острая сатира Булгако-

ва на нравы, быт, идеалы московских писателей 1920-х годов. Какие ассоциации возникают у вас со словом МАССОЛИТ?

Почему именно так называет писательскую организацию Булга- ков? В основе комического — всегда некое несоответствие чего-то чему-то. Прочитайте описание дома Грибоедова. Что для членов МАССОЛИТа является главным? Чем — по сути — занимаются литераторы? Какая из писательских фамилий показалась вам самой смешной, нелепой? Как она раскрывает истинное призва- ние носящего её человека? Найдите примеры иронии в описании персонажей и событий этой главы.

Сколько писателей дожидается Берлиоза? Почему их двенад- цать?

Прочитайте, как Булгаков изображает танец под звуки «гри- боедовского джаза». Что выражает этот танец?

Как вы понимаете слово «ад» в контексте этого вечера: «Сло- вом, ад. И было в полночь видение в аду»?

 

  1. Сопоставление разных вариантов текста.

Кто такой Воланд? Какие чувства у вас вызывает этот герой романа?

С какой целью появляется Воланд в Москве? Что его интере- сует? Почему он называет себя консультантом? Кто входит в его свиту? Каких сказочных персонажей напоминают его прибли- женные? Где в Москве останавливаются Воланд и его свита?

 

Прочитайте начало разговора Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом из первой главы романа (от слов: «— Разрешите мне присесть?..» до слов: «…пояснил заграничный чудак») и сопо- ставьте его с одним из черновых вариантов этой главы (см. Прак- тикум. М. А. Булгаков, задание 5).

Зачем Воланд заставляет Ивана наступить на изображение Христа на песке? Какие «дьявольские» качества и как демон- стрирует Воланд? Почему слово «интеллигент» оскорбляет Ивана? В начальном или окончательном варианте острее сати- ра Булгакова? Против чего она направлена? В чём различия образа Воланда в черновом и окончательном вариантах рома- на?

Как эта сцена проясняет главную причину прибытия Воланда в советскую Россию?

 

  • Беседа с элементами аналитического чтения. Аналитическое чтение главы «Чёрная магия и её разоблаче-

ние».

С какой целью Воланд устраивает сеанс в Варьете? На «что» проверяет он людей? Выдерживают ли люди испытание? Что, по мнению Воланда, «испортило москвичей»? За что и как был на- казан Жорж Бенгальский? С какими персонажами схож этот герой романа? А за что пострадал Семплеяров? Прочитайте, какой вывод делает Воланд о «новых советских людях».

 

  1. Письменная работа.

*Запишите свои наблюдения над особенностями стиля Булга- кова.

«Сатирическая проза его “быстрая”, состоит из сцепления коротких остроумных фраз, это обаятельный юмор весёлого, бы- валого собеседника-интеллигента, умеющего смешно говорить о весьма печальных обстоятельствах… Видно, что автор умеет, говоря словами Чехова, коротко писать о длинных вещах» (В. Сахаров)9.

«Фантастика, корнями врастающая в быт, быстрая, как в ки- но, смена картин» (Е. Замятин)10.

Найдите в тексте главы примеры, подтверждающие ваши суждения, и включите их в свою работу.

 

  1. Групповые задания.

Проанализируйте одну из следующих глав (по выбору группы):

«Нехорошая квартира» (7 гл.), «Коровьевские штуки» (9 гл.),

«Беспокойный день» (17 гл.), «Неудачливые визитёры» (18 гл.),

«Последние похождения Коровьева и Бегемота» (28 гл.) — и пред- ставьте свой «отчёт» по следующим проблемам:

 

  1. Перескажите, какие проделки совершают Коровьев, Беге- мот, Азазелло и Гелла. С какой целью они это делают? Какие «грехи» советских людей выявляются и наказыва- ются? Что в поступках свиты вам симпатично, а что не нравится?
  2. Какие сатирические приемы использует Булгаков? При- ведите примеры иронии, сарказма, пародии, гиперболы, гротеска, каламбура, фантастики и пр.
  1. Беседа с учащимися.

Почему Воланд и его свита не борются с милицией, а наказы- вают обычных москвичей, обывателей? Более того, исчезают из Москвы в тот момент, когда на их поимку была поднята вся сто- личная милиция?

Как главы «московской дьяволиады» помогают ответить на вопрос Воланда:

«…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью че- ловеческой и всем вообще распорядком на земле?»

Как эти главы раскрывают смысл эпиграфа? В каком смысле Воланд — «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно соверша- ет благо»?

 

  • Сообщение учащегося о музыкальных мотивах романа (индивидуальное домашнее задание)11.

 

  • Прослушивание арии Аиды из оперы Д. Верди «Аида» и фокстрота В. Юманса «Аллилуйя» и беседа с учащимися.

Рефреном романа становятся слова «Боги, боги мои…» (ария Аиды из одноимённой оперы Верди), соединяющие текст еван- гельских и московских глав: «О боги, боги мои!» — говорит Пилат на балконе Иродова дворца. «О боги, боги мои, яду мне, яду!» — проявляется голос автора в сценах в ресторане «дома Грибоедова».

«Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля… это знает устав- ший», — начинается авторское отступление во второй части ро- мана. «“Боги, боги мои, молю я вас”, — сколько раз я слышала, как Михаил Афанасьевич напевал эту арию из “Аиды”12, — вспо- минала Л. Е. Белозерская».

Послушайте арию. Почему именно эта музыкальная тема ста- ла главной в романе?

Трижды в «Мастере и Маргарите» «звучит» и современная Булгакову музыка — популярный в 1920-е годы фокстрот «Ал- лилуйя». Послушайте его.

Как характер этой музыки выражает дух «дома Грибоедова» и вообще жизнь москвичей тех лет? Как перекликается фокстрот с проделками Воланда и его компании?

 

IX. Домашнее задание.

  1. Подготовьте фабульный пересказ истории любви мастера и Маргариты.
  2. Прочитайте главы учебника «Роман о мастере: любовь и творчество» и «Финал: покой и память» и ответьте на во- просы 14 — 16 к теме «М. А. Булгаков».
  3. Подготовьтесь к дискуссии по следующим проблемам: А. Почему мастер недостоин света?

Б. «Какой персонаж, с вашей точки зрения, вызывает наибольший интерес мастера?» (Вопрос 18 в учебнике к теме

«М. А. Булгаков»).

В. Что страшнее, по Булгакову, реальный быт москвичей 1920 — 1930-х годов или магия?

4*. Посмотрите (пересмотрите) телефильм В. Бортко «Мастер и Маргарита».

 

Урок 62. Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое.

Роман Булгакова как культурный миф

 

  1. Сообщения учащихся (домашнее задание 1). Перескажите историю любви мастера и Маргариты.

Что вас потрясло, удивило в этой истории? Какие яркие детали находит Булгаков для создания образов мастера и Маргариты?

Прочитайте воспоминания Е. С. Булгаковой о встрече с М. А.Бул- гаковым (см. Практикум. М. А. Булгаков, задание 6).

Как эта встреча отразилась на страницах романа?

 

  1. Беседа по вопросам домашнего задания

«Каковы особенности романа о мастере? С какими литератур- ными традициями он связан? На какие факты биографии Булга- кова он опирается? Какие проблемы и мотивы являются в этой сюжетной линии главными?»

«В чём особенность финала булгаковской книги? С какими произведениями и мотивами русской литературы он связан?»

«Какие слова, словечки, фразы — “крылатые слова” и афориз- мы — вы выписали в свои тетради из романа? Прочитайте их. Какие из них вам особенно понравились? Как вы понимаете из- речение “Рукописи не горят”?»

 

  • Дискуссия (ответы на вопросы домашнего задания 3)13. Порядок работы.
  1. Выступление лидера группы (до 3 минут) — от 3 до 7 бал- лов.

 

  1. Вопросы (не более 2) от других групп — вопрос оценивается от 0 до 2 баллов. Ответы выступающей группы также оце- ниваются от 0 до 2 баллов.
  2. Дополнения других групп — от 0 до 3 баллов.
  3. Жюри оценивает работу выступившей группы и проставля- ет баллы в таблицу на доске14.
  4. Общее подведение итогов диспута, выявление победившей группы.
  5. Оценивание работы (проставление оценок) учеников внутри группы.

 

IV*. Обсуждение телеверсии романа Булгакова в постановке В. Бортко.

Понравилась ли вам телеверсия романа? Игра какого актёра произвела на вас самое сильное впечатление? Кто из актёров, по вашему мнению, не совпал с романным героем, неточно передал смысл его характера? Иешуа в исполнении С. Безрукова — это победа или неудача актёра? Кто Иешуа в этом фильме — богоче- ловек или просто человек? Голос «Иешуа»-Безрукова, озвучи- вающий «мастера»-Галибина, — это плюс или минус экрани- зации?

Как вы понимаете финал фильма, сделанный «под доку- мент», в стиле «восстановленной хроники»? Как финал фильма проясняет идею режиссёра? Какими кинематографическими средствами режиссёр соединяет московские и ершалаимские главы?

Как вы оцениваете музыкальное оформление фильма? Теоретик кино А. Базен утверждал: «Драма экранизации со-

стоит в основном в опасности вульгаризации». Избежал или нет Бортко этой опасности?

Познакомьтесь с отрывками из рецензий на телефильм «Ма- стер и Маргарита» (см. Практикум. М. А. Булгаков, задание 7).

С какими выводами вы согласны? Что можете возразить ре- цензентам? Согласны ли вы с тем, что роман «Мастер и Маргари- та» будет интересен только детям?

Можно ли создать адекватную киноверсию романа Булгако- ва? Если да, то что нужно учесть режиссёру для достижения успеха?

 

  1. Слово учителя.

В начале изучения романа Булгакова вы записали вопросы, на которые у вас не было ответов после чтения. На какие вопросы вы получили ответы в результате нашей общей работы? А что так и осталось для вас непонятным?

 

VI. Домашнее задание.

Письменное задание (по выбору учащихся)

  1. В учебнике для 10 класса не раз говорилось о “петербург- ском тексте”. Вспомните, какие писатели его создавали и в чём его основные особенности. Булгакова называют одним из создателей “московского текста”. Какие черты москов- ского текста можно увидеть в “Мастере и Маргарите”? Чем он отличается от петербургского текста?» (Задание 19 в учебнике к теме «М. А. Булгаков»).
  2. В посмертной биографии Булгакова одно событие стало литературной легендой: по стечению обстоятельств на мо- гиле писателя лежит камень с могилы Гоголя. Напишите свои размышления о глубинной связи и литературном род- стве Булгакова и Гоголя.

 

Сноски и примечания

1 Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе (1914 — 1933). — М., 1990. — С. 300 — 301.

2 Учащиеся, как правило, отмечают, что эпиграф относится не только к Воланду, но и ко всем героям, потому что все персонажи романа так или ина- че связаны либо с добром, либо со злом, при этом добро оказывается всё-таки неодолимым. Отвечая на вопрос 8, выявляем переклички романа Булгакова с русской литературой: «Горем от ума» А. С. Грибоедова, «Русланом и Люд- милой», «Пиковой дамой» и «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина, «Носом»,

«Вием» и «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя, сатирическими произведениями М. Е. Салтыкова-Щедрина и т. д. Укажем и на связь романа с литературой мировой: ассоциации с фантастическими повестями Э. Т. А. Гофмана, «Боже- ственной комедией» Данте, с романом А. Дюма «Королева Марго» и, конечно, с трагедией И. В. Гёте: строки из «Фауста» взяты Булгаковым в качестве эпи- графа. Роман имеет также отсылки к книгам Нового Завета, к Евангелиям в частности.

3 Лотман Ю. М. Текст в тексте // Об искусстве. — СПб., 2000. — С. 434 — 435.

4 Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. — М., 1997. — С. 28.

5 См.: Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. — СПб., 1999. — С. 130.

6 Барон Майгель.

7 Это апостол Матфей, автор первого канонического Евангелия. Вот как описана в Евангелии от Марка встреча Христа и Матфея: «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он встав последовал за Ним» (Мар. 2:14). А вот как сам Матфей пишет об этой встрече: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и по- следовал за Ним» (Мф. 9:9).

8 См. подробнее: Яновская Л. Записки о Михаиле Булгакове. — М., 2007. — С. 105 — 106.

9 Сахаров В. Сатира молодого Булгакова // Булгаков М. А. Ханский огонь: Повести и рассказы. — М., 1988. — С. 6.

 

10 Замятин Е. О сегодняшнем и современном // Русский современник. — 1924. — № 2. — С. 266.

11 Особую функцию в «Мастере и Маргарите» выполняет музыка. В рома- не несколько героев носят «музыкальные» фамилии — Берлиоз, Стравинский и даже Коровьев-Фагот. Портрет Воланда напоминает сценический образ Мефистофеля в исполнении Ф. И. Шаляпина. В тексте упоминаются опера Ш. Гуно «Фауст», полонез из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», ария Аиды из одноимённой оперы Д. Верди, романс Ф. Шуберта «Приют», вальсы И. Штрауса и т. д.

12 Ерыкалова И. Е. Фантастика Булгакова: Творческая история. Тексто- логия. Литературный контекст. — СПб., 2007. — С. 231.

13 Дискуссию ведёт учитель. Он делит класс на три группы и даёт каждой написанный на бумаге вопрос, на который учащиеся, посоветовавшись, должны подготовить ответ. Мнение группы озвучивает лидер, которого вы- бирают ученики. Выступления, вопросы и дополнения групп оценивает жюри из 3 — 4 человек.

14 Подобным образом проходят выступления и двух других групп.

 

Темы исследовательских проектов

Образ Иуды в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и повести Л. Андреева «Иуда Искариот».

«Мастер и Маргарита» в театре и кино (или в иллюстрациях). Пьеса Булгакова «Бег» и её экранизация.

Пьеса Булгакова «Иван Васильевич» и кинофильм Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Повесть Булгакова «Собачье сердце» и её экранизация.

 

Литература

Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. — М., 1988.

Гаврюшин Н. К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3. — СПб., 1995.

Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову: кн. для учителя. — СПб., 1999.

Яновская Л. Записки о Михаиле Булгакове. — М., 2007.

 

 

 

Марина Ивановна Цветаева (3 ч)

 

Урок 63. «С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой

 

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения М. И. Цве- таевой «Молитва».
Работа над романом «Мастер и Маргарита».
Пролистать наверх