Планируется разрешить третьекурсникам работать педагогами дополнительного образования
Предложен новый профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Преподавать также смогут студенты-третьекурсники.
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (подготовлен Минтрудом России 13.04.2021)
Досье на проект
Пояснительная записка
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 мая 2018 г. N 298н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
513 | |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых | 01.003 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ |
Группа занятий:
2351 | Специалисты по методике обучения | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам <3> | 6 | Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | A/01.6 | 6.1 |
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | A/02.6 | 6.1 | |||
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания | A/03.6 | 6.1 | |||
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | A/04.6 | 6.1 | |||
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | A/05.6 | 6.2 | |||
B | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | B/01.6 | 6.3 |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | B/02.6 | 6.3 | |||
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | B/03.6 | 6.3 | |||
C | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | C/01.6 | 6.2 |
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | C/02.6 | 6.3 | |||
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | C/03.6 | 6.3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | Код | A | Уровень квалификации | 6 | ||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Возможные наименования должностей, профессий | Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования <4> Тренер-преподаватель <5> Старший тренер-преподаватель <6> Преподаватель <7> |
||||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» или Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ. |
||||||||||
Требования к опыту практической работы | Для старшего педагога дополнительного образования — не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника
Для старшего тренера-преподавателя — не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности |
||||||||||
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <8> | ||||||||||
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <9> | |||||||||||
Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися — прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности | ||||||||||
При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися — прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||||
При привлечении к работе обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствие образовательной программы направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. | |||||||||||
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения |
ЕКС <10> | — | Педагог дополнительного образования (включая старшего) |
— | Тренер-преподаватель (включая старшего) | |
— | Преподаватель | |
ОКПДТР <11> | 25478 | Педагог дополнительного образования |
27168 | Тренер-преподаватель по спорту | |
ОКСО <12> | 6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
— | Направления подготовки и специальности, соответствующие направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе | ||||||||||
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) | |||||||||||
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях | |||||||||||
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||||
Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях | |||||||||||
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы | |||||||||||
Необходимые умения | Осуществлять деятельность, соответствующую дополнительной общеобразовательной программе | ||||||||||
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять их при проведении мероприятий по привлечению обучающихся | |||||||||||
Понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей) | |||||||||||
Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||||
Диагностировать предрасположенность (задатки) обучающихся к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей дополнительной предпрофессиональной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||||
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||||
Проводить отбор обучающихся в объединения спортивной направленности (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) | |||||||||||
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | |||||||||||
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
задач и особенностей образовательной программы; возрастных особенностей обучающихся; современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности |
|||||||||||
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности образовательной программы) | |||||||||||
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации образовательной программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования | |||||||||||
Создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлекать к целеполаганию | |||||||||||
Устанавливать педагогически обоснованные формы и методы взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, применять различные средства педагогической поддержки обучающихся | |||||||||||
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом:
избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) |
|||||||||||
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) | |||||||||||
Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой образовательной программы) | |||||||||||
Создавать педагогические условия для формирования и развития самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов освоения образовательной программы | |||||||||||
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях | |||||||||||
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности) | |||||||||||
Выполнять требования охраны труда | |||||||||||
Анализировать ход и результаты проведенных занятий для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности | |||||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики | |||||||||||
Необходимые знания | Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях | ||||||||||
Принципы и приемы представления дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||||
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста | |||||||||||
Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии) <13> | |||||||||||
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности | |||||||||||
Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся | |||||||||||
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||||
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов | |||||||||||
Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности | |||||||||||
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||||
Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) | |||||||||||
Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | |||||||||||
Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) | |||||||||||
Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||||
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся | |||||||||||
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | |||||||||||
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ | |||||||||||
Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения | |||||||||||
Требования охраны труда в избранной области деятельности | |||||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |||||||||||
Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |||||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка <14> | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Планирование подготовки досуговых мероприятий | ||||||||||
Организация подготовки досуговых мероприятий | |||||||||||
Проведение досуговых мероприятий | |||||||||||
Необходимые умения | Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий | ||||||||||
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:
привлекать обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся; использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей; проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием; устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении; использовать профориентационные возможности досуговой деятельности |
|||||||||||
Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении досуговых мероприятий | |||||||||||
Выполнять требования охраны труда | |||||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики | |||||||||||
Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий | |||||||||||
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий | ||||||||||
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий | |||||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | |||||||||||
Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) | |||||||||||
Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) | |||||||||||
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |||||||||||
Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |||||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка | |||||||||||
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся | ||||||||||
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся | |||||||||||
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий | |||||||||||
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей | |||||||||||
Необходимые умения | Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы | ||||||||||
Устанавливать взаимоотношения с родителями (законными представителями) обучающихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей | |||||||||||
Выявлять представления родителей (законных представителей) обучающихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы | |||||||||||
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) | |||||||||||
Использовать различные формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | |||||||||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка | ||||||||||
Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся | |||||||||||
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями | |||||||||||
Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) | |||||||||||
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся | |||||||||||
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей) | |||||||||||
Формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | |||||||||||
Другие характеристики | Трудовая функция A/03.6 «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания детей» необходима в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||||||||||
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | Код | A/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) | ||||||||||
Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | |||||||||||
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки | |||||||||||
Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||||
Необходимые умения | Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности | ||||||||||
Устанавливать взаимоотношения с обучающимися для обеспечения объективного оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности | |||||||||||
Наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) | |||||||||||
Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания | |||||||||||
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач, особенностей образовательной программы и особенностей обучающихся | |||||||||||
Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||||
Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность | |||||||||||
Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения образовательной программы | |||||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) | ||||||||||
Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации | |||||||||||
Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) | |||||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания | |||||||||||
Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) | |||||||||||
Средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||||
Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.1.5. Трудовая функция
Наименование | Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | Код | A/05.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.2 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации | ||||||||||
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования) | |||||||||||
Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий | |||||||||||
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | |||||||||||
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля) | |||||||||||
Необходимые умения | Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы) | ||||||||||
Выявлять интересы обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности | |||||||||||
Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
задач и особенностей образовательной программы; образовательных запросов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы; фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — в зависимости от контингента обучающихся); особенностей группы обучающихся; специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации); санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся |
|||||||||||
Проектировать совместно с обучающимися (детьми и их родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ | |||||||||||
Корректировать содержание образовательной программы, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации | |||||||||||
Вести учебную, плановую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях | |||||||||||
Разрабатывать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы | |||||||||||
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц | |||||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации | |||||||||||
Необходимые знания | Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания | ||||||||||
Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности | |||||||||||
Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью образовательной программы (занятия) | |||||||||||
ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||||
Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста | |||||||||||
Особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) | |||||||||||
Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации) | |||||||||||
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | |||||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка | |||||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |||||||||||
Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |||||||||||
Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных | |||||||||||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||||
Возможности использования ИКТ для ведения документации | |||||||||||
Правила заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | Код | B | Уровень квалификации | 6 | ||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Возможные наименования должностей, профессий | Методист
Старший методист |
||||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» |
||||||||||
Требования к опыту практической работы | Для старшего методиста — не менее двух лет в должности методиста или в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника | ||||||||||
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации | ||||||||||
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации | |||||||||||
Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися — прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности | ||||||||||
При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися — прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||||
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2351 | Специалисты по методике обучения |
ЕКС | — | Методист (включая старшего) |
ОКПДТР | 24080 | Методист |
24086 | Методист внешкольного учреждения | |
24089 | Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки | |
ОКСО | 6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
— | Любые направления подготовки и специальности |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | ||||||||||
Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Необходимые умения | Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее — исследование), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения | ||||||||||
Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования | |||||||||||
Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования | |||||||||||
Организовывать апробацию разработанного инструментария исследования | |||||||||||
Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования | |||||||||||
Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами | |||||||||||
Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению | |||||||||||
Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа | |||||||||||
Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации | |||||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных | ||||||||||
Теория и практика маркетинговых исследований в образовании | |||||||||||
Методические основы маркетинговых исследований в образовании | |||||||||||
Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам | |||||||||||
Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов | ||||||||||
Контроль и оценка качества программно-методической документации | |||||||||||
Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации | |||||||||||
Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования | |||||||||||
Необходимые умения | Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования | ||||||||||
Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога дополнительного образования | |||||||||||
Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:
порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации дополнительных образовательных программ; образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления образовательной программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания; требованиям охраны труда |
|||||||||||
Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции | |||||||||||
Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогическими работниками | |||||||||||
Оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении педагогическими работниками своего опыта | |||||||||||
Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | |||||||||||
Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты | |||||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации | |||||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных | ||||||||||
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) | |||||||||||
Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||||
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире | |||||||||||
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) | |||||||||||
Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности | |||||||||||
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области | |||||||||||
Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса | |||||||||||
Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |||||||||||
Стадии профессионального развития педагогических работников | |||||||||||
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога | |||||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |||||||||||
Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогическими работниками | ||||||||||
Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса | |||||||||||
Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Необходимые умения | Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ | ||||||||||
Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогическими работниками | |||||||||||
Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования в избранной области | |||||||||||
Проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогическими работниками | |||||||||||
Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников, планировать их дополнительное профессиональное образование | |||||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных | ||||||||||
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) | |||||||||||
Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||||
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире | |||||||||||
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) | |||||||||||
Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности | |||||||||||
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области | |||||||||||
Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса | |||||||||||
Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |||||||||||
Стадии профессионального развития педагогических работников | |||||||||||
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога | |||||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |||||||||||
Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | Код | C | Уровень квалификации | 6 | ||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Возможные наименования должностей, профессий | Педагог-организатор | ||||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» |
||||||||||
Требования к опыту практической работы | — | ||||||||||
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации | ||||||||||
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации | |||||||||||
Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися — прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности | ||||||||||
При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися — прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||||
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения |
ЕКС | — | Педагог-организатор |
ОКПДТР | 25481 | Педагог-организатор |
ОКСО | 6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
— | Любые направления подготовки и специальности |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | Код | C/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.2 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Планирование массовых досуговых мероприятий | ||||||||||
Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок | |||||||||||
Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий | |||||||||||
Планирование подготовки мероприятий | |||||||||||
Организация подготовки мероприятий | |||||||||||
Проведение массовых досуговых мероприятий | |||||||||||
Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий | |||||||||||
Необходимые умения | Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей обучающихся, особенностей объединения/группы и отдельных обучающихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:
привлекать педагогических работников и обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию и разработке содержания мероприятий; поддерживать социально значимые инициативы обучающихся; использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся (в том числе ИКТ, электронные, информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся; организовывать репетиции; координировать деятельность педагогических работников, объединений обучающихся при подготовке мероприятий; выполнять роль ведущего досуговых мероприятий; привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении; использовать профориентационные возможности досуговой деятельности |
||||||||||
Контролировать обеспечение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении массовых досуговых мероприятий | |||||||||||
Выполнять требования охраны труда | |||||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики | |||||||||||
Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий | |||||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | |||||||||||
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий | ||||||||||
Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности | |||||||||||
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий | |||||||||||
Психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | |||||||||||
Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) | |||||||||||
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |||||||||||
Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |||||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка | |||||||||||
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных) | |||||||||||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||||
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.3.2. Трудовая функция
Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | Код | C/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Планирование, организация и проведение мероприятий для сохранения числа имеющихся обучающихся и привлечения новых обучающихся | ||||||||||
Организация набора и комплектования групп обучающихся | |||||||||||
Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий | |||||||||||
Необходимые умения | Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента обучающихся различного возраста | ||||||||||
Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению образовательных программ | |||||||||||
Проводить презентации организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связь с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями | |||||||||||
Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся | |||||||||||
Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними | |||||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами | |||||||||||
Создавать условия для поддержания интереса обучающихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации | |||||||||||
Необходимые знания | Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ | ||||||||||
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях | |||||||||||
Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||||
Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней | |||||||||||
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся | |||||||||||
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | |||||||||||
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | |||||||||||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
3.3.3. Трудовая функция
Наименование | Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | Код | C/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Трудовые действия | Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность | ||||||||||
Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации | |||||||||||
Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Необходимые умения | Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых | ||||||||||
Изучать рынок дополнительных образовательных услуг | |||||||||||
Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента обучающихся, методическое и кадровое обеспечение | |||||||||||
Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечню и содержанию образовательных программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения | |||||||||||
Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития деятельности детских и молодежных общественных организаций | |||||||||||
Контролировать и организовывать работу педагогических работников, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий | |||||||||||
Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников | |||||||||||
Анализировать процесс и результаты деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализации дополнительных образовательных программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых | |||||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность | ||||||||||
Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||||
Особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса | |||||||||||
Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных образовательных программ | |||||||||||
Внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||||
Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |||||||||||
Стадии профессионального развития педагогических работников | |||||||||||
Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу | |||||||||||
Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |||||||||||
Другие характеристики | — | ||||||||||
IV. Сведения об организациях — разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» | |
Ректор | Золотарева Ангелина Викторовна |
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», город Москва | |
Директор | Асмолов Александр Григорьевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества» |
2 | Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» |
3 | Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» |
4 | Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» |
5 | Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |
6 | АНО «Национальное агентство развития квалификаций», город Москва |
7 | АНО «Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», город Челябинск |
8 | ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», город Иркутск |
9 | ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», город Москва |
———————————
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
<4> Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях B «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и C «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта.
<5> Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
<6> Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях B «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и C «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта.
<7> Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
<8> Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).
<9> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986).
<10> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<11> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<12> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
<13> В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти: в области физической культуры и спорта — Минспортом России, в области искусств — Минкультуры России.
<14> В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.