Программа повышения квалификации:
«Внедрение и реализация ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО»
Срок обучения: 2 недели (72 ч.)
ДПО-КПК-ФОП-ФАОП-ДОПояснительная записка
Программа повышения квалификации «Внедрение и реализация ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО» предназначена для воспитателей, педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений: заведующие ДОУ, методисты, старшие воспитатели детских садов, педагоги ДОУ, преподаватели педагогических колледжей, педагоги учреждений дополнительного образования, работающих с дошкольниками.
Цель и задачи повышения квалификации «Внедрение и реализация ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО»:
Процессы стандартизации Российской образовательной системы предполагают введение федеральных государственных образовательных стандартов. Федеральный закон от 29.12.2016 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») впервые признал дошкольное образование первым уровнем системы общего образования. С 01.01.2014 принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). В связи с переходом на ФГОС ДО вводятся новые стандарты обучения и воспитания детей. В соответствии с требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимы изменения в содержании профессиональной деятельности педагогов. Для достижения данной цели и разработана программа переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.
Направление подготовки: Педагогика.
Программа «Внедрение и реализация ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО» является дополнительной образовательной программой профессиональной переподготовки, предназначенной для переподготовки работников дошкольного образования. Программа ориентирована на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки. В основу систематизации материала положены идеи развития личности ребенка в контексте детских видов деятельности по образовательным областям, определённым ФГОС ДО. Программа содержит дисциплины, дающие характеристику особенностей психического, физического, личностного развития ребенка дошкольного возраста, а также условий, в которых оно происходит.
Целью подготовки слушателей по данной программе является: формирование профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, проявляющейся в обобщенных способах педагогической деятельности, системном видении процесса развития личности ребёнка в контексте современных развивающих технологий.
Задачами программы является освоение слушателями теоретических знаний и практических способов профессиональной деятельности в сфере воспитания детей дошкольного возраста:
– формирование у педагогов знаний, необходимых для осознания самоценности и особой значимости периода дошкольного детства;
– углублённое изучение общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребенка дошкольного возраста, поиск и выбор адекватных путей, средств, методов воспитания;
– формирование профессиональных компетенций, необходимых для реализации видов педагогической деятельности, характерных для взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Учитывая широкий спектр решаемых задач, программой предусмотрена теоретическая, методическая, методологическая подготовка, обеспечивающая знаниями дошкольной педагогики и психологии, способами рационального применения образовательных технологии, разработки индивидуальных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.
Требования к квалификации слушателей
Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в процессе обучения (в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования1 и в рамках преемственности по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам СПО и(или) ВПО)
Перечень профессиональных компетенций определяется в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования2, требованиями профессионального стандарта «Педагог»3 и являются преемственными федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования4.
1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638)
2 Приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»
3 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
4 Приказ от 05.11.2009 №530 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 дошкольное образование»
В рамках обучения по программе осуществляется качественное изменение (формирование) следующих компетенций:
– следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– оценивать роль и место актуальных знаний и умений в профессиональной деятельности;
– организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;
– проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;
– использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
В содержание Программы «Внедрение и реализация ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО» входит изучение:
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и особенности реализации;
— Психолого- педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста;
— Адаптация детей к дошкольной образовательной организации;
— Инновационные подходы к обучению и воспитанию в ДОУ;
— Применение здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе ДОУ;
— Применение педагогических игр в работе с дошкольниками;
— Развивающая предметно- пространственная среда в ДОО;
— Основные направления, принципы, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО;
— Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
— Федеральная адаптированная образовательная программа; дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— Санитарно- эпидемиологические требования к организации работы дошкольной образовательной организации;
— Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста;
— Инновационные подходы к обучению и воспитанию в ДОУ;
— Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в детском саду;
— Коррекционно- развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
— Основные направления, принципы, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО;
— Содержание ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года;
— Педагогические аспекты обучения и воспитания;
— Теоретические основы общей психологии;
— Педагогическая психология: психологические проблемы обучения и воспитания;
— Познавательное развитие детей дошкольного возраста;
— Речевое развитие детей дошкольного возраста;
— Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста;
— Художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста;
— Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста;
— Инновационные подходы к обучению и воспитанию в ДОУ;
— Игровые технологии в дошкольном образовании;
— Применение педагогических игр в работе с дошкольниками;
— Метод проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста;
— Предшкольная подготовка;
— Готовность детей к школьному обучению;
— Обучение чтению и подготовка руки к письму;
— Формирование элементарных математических представлений. Ознакомление с окружающим миром.
Средства обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия.
Форма обучения: обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале.
Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.
По итогам освоения программы повышения квалификации обучающийся получает Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Программа повышения квалификации: «Внедрение и реализация ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО» реализуется с использованием ЭО и ДОТ и осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы, действующими нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс.
Применение ЭО, ДОТ отражается в рабочих программах дисциплин (модулей) с указанием используемой для формирования ЭИОС ресурсной базы и расчетом трудоемкости для обучающегося с учетом особенностей организации учебного процесса в ЭИОС