УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы повышения квалификации
«Трудное и девиантное поведение обучающихся: содержание педагогической работы с отклоняющимся поведением, профилактика суицидального поведения» (72 часа)
Категория обучающихся: руководители и педагогические работники образовательных организаций разного уровня, учителя, воспитатели, социальные педагоги, методисты, психологи, социальные педагоги, сотрудники психологических служб и другие педагогические работники (лица, имеющие/получающие высшее или среднее профессиональное образование).
Направление подготовки: Педагогика
Срок обучения: 72 часа
Режим занятий: 8 часов в день
Выдаваемый документ: Удостоверение
Форма итоговой аттестации: тест
Цель курса:
определить педагогические аспекты обучения и воспитания, предоставить теоретические основы общей психологии, охарактеризовать возрастные и психологические особенности обучающихся младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, ознакомить с типичными трудностями школьников на разных возрастных этапах, предоставить теоретические основы социальной педагогики, обозначить направления и виды социально-педагогической деятельности, ознакомить слушателей с нормативно-правовыми основами ведения социально-педагогической деятельности, раскрыть содержание профессиональной деятельности социального педагога, предоставить формы, методы и технологии работы социального педагога с несовершеннолетними обучающимися и их семьями, предоставить характеристику основных видов девиантного поведения, дать рекомендации по профилактике и коррекции девиантного поведения.
В результате освоения программы повышения квалификации «Трудное и девиантное поведение обучающихся: содержание педагогической работы с отклоняющимся поведением, профилактика суицидального поведения» (72 часа) обучающиеся должны знать:
- Коррекционная педагогика. Коррекционная педагогика и инклюзивная педагогика как отдельные отрасли знания.
Проблема нормы развития. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР и основное содержание коррекционно-развивающего обучения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью и проблемы их обучения и воспитания. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей.
- Психология общения с основами конфликтологии. Понятие общения. Виды общения. Функции общения. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры и их преодоление. Феномен межличностного влияния. Техники влияния и психологическое противостояние влиянию. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия. Интерактивная сторона общения. Интеракция как обмен действиями в общении. Ассертивность. Конфликтное общение. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликтов.
- Основы здорового образа жизни. Проблемы здоровья. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Роль педагога в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования. Особенности современной семьи, ее структура, динамика. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов, правовое регулирование семейных отношений. Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка в семье. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Воспитание в семьях разных типов, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.
- Основы специальной педагогики и психологии. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Особенности аномального развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики.
- Организация взаимодействия взрослого и ребенка.
Уметь:
- применять на практике знания, полученные на лекциях и практических занятиях;
- организовать направления своей педагогической работы по реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями поведения;
- применять методы коррекционной педагогики.
Владеть:
- основами здорового образа жизни;
- основами специальной педагогики и психологии;
- педагогической компетентностью в сфере организации взаимодействия взрослого и ребёнка.
Название лекции | Содержание лекции | Продолжительность |
1. Профессиональная компетентность педагога | 1) Профессиональная компетентность педагога: определение, структура и содержание.
2) Профессионально важные качества педагога. Вопросы для самостоятельного изучения: 1) Критерии оценивания профессиональной компетентности педагога. |
2 часа |
2. Педагогические аспекты обучения и воспитания | 1) Педагогика как наука о воспитании и обучении.
2) Дидактика: теория обучения и образования. 3) Обучение и воспитание: понятие и специфика. Вопросы для самостоятельного изучения: 1) Методы обучения и воспитания. |
2 часа |
3. Теоретические основы общей психологии | 1) Общие представления о психологии как науке.
2) Структура и функции психики человека. 3) Методы исследования в психологии. Вопросы для самостоятельного изучения: 1) Развитие психических процессов. |
2 часа |
4. Трудности школьников на разных возрастных этапах | 1) Характерные трудности детей младшего школьного возраста.
2) Характерные трудности учащихся подросткового возраста. 3) Характерные трудности школьников юношеского возраста
|
2 часа |
5. Характеристика подростковой девиантности как социально-правового феномена | 1) Общая характеристика подростковой девиантности как социально-правового феномена.
2) Вопросы для самопроверки. 3) Практические задания. |
2 часа |
6. Социально-психологические особенности девиантных подростков-школьников | 1) Общая характеристика.
2) Вопросы для самопроверки. 3) Практические задания.
|
4 часа |
7. Факторы, способствующие развитию подростковой девиантности. Возможность их педагогического предупреждения в образовательных учреждениях | 1) Общая характеристика.
2) Вопросы для самопроверки.
|
2 часа |
8. Типология подростков с поведенческими отклонениями и меры предупреждения подростковых правонарушений в образовательном учреждении | 1) Общая характеристика.
2) Вопросы для самопроверки.
|
2 часа |
9. Особенности проведения занятий с подростками девиантного поведения | 1) Общая характеристика.
2) Вопросы для самопроверки.
|
4 часа |
10. Формы интерактивного взаимодействия с подростками девиантного поведения в профилактической работе | 1) Общая характеристика.
2) Вопросы для самопроверки.
|
4 часа |
11. Конфликты в образовательной среде | 1) Конфликт: понятие, виды, особенности конфликта в образовательной среде.
2) Причины возникновения, структура и динамика конфликта. 3) Разрешение конфликтной ситуации: формула и методы.
|
4 часа |
12. Методы разрешения конфликтов в образовательном пространстве | 1) Восстановительный подход как инструмент школьной службы примирения.
2) Основные программы восстановительного разрешения конфликтов. 3) 3. Принципы разрешения конфликта в образовательном пространстве посредством восстановительных программ.
|
4 часа |
13. Медиация в системе образования | 1) Медиация в образовательной организации: понятие, история, нормативно-правовое обеспечение.
2) Цели и задачи служб школьной медиации. 3) Медиатор: понятие, роль, типы, требования. Вопросы для самостоятельного изучения: 1) Особенности разрешения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации. |
4 часа |
14. Теоретические основы медиации в образовательной организации | 1) Понятийный аппарат, права и обязанности медиатора.
2) Принципы медиации. Модели школьной службы примирения. 3) Этапы создания и процедура школьной медиации. Вопросы для самостоятельного изучения: 1) Работа с возражениями в медиации. |
4 часа |
15. Трудное поведение обучающихся и нарушения дисциплины в классе | 1) Трудный класс»: понятие, признаки, типология.
2) Способы реагирования на нарушения дисциплины в классе.
|
4 часа |
16. Понятие буллинга, профилактика травли в образовательных организациях | 1) Буллинг: понятие, формы, причины возникновения школьной травли.
2) Профилактика буллинга в образовательных организациях. 3) 3. Информационно-просветительская работа с обучающимися и их родителями по профилактике буллинга.
|
4 часа |
17. Меры по выявлению и реагированию на случаи буллинга в образовательных организациях | 1) Выявление проявлений школьной травли.
2) Порядок реагирования на проявления буллинга в образовательной организации.
|
4 часа
|
18. Характеристика основных видов девиантного поведения | 1) Девиантное (отклоняющееся) поведение: понятие, классификация, причины возникновения.
2) Делинквентное (противоправное) поведение. 3) Аддиктивное (зависимое) поведение.
|
4 часа
|
19. Профилактика и коррекция девиантного поведения | 1) Профилактика девиантного поведения.
2) Коррекция девиантного поведения.
|
4 часа
|
20. Профилактика суицидального поведения | 1) Личностные особенности обучающихся подросткового возраста.
2) Особенности суицидального поведения несовершеннолетних. 3) Особенности организации профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной организации. |
4 часа
|
21. Индивидуальная работа педагога с родителями учеников | 1) Содержание и этапы индивидуальной работы с родителями учащихся.
2) Техники эффективного общения с родителями. |
4 часа
|
22. Групповая работа педагога с родителями обучающихся | 1) Организационные формы групповой работы с родителями учеников.
2) Родительские собрания: основные формы, этапы подготовки. 3) Интерактивные технологии на родительском собрании. |
2 |
Итоговая аттестация | 2 часа | |
ИТОГО | 72 часа |