Прием детей с Донбасса в российские школы: методические рекомендации



Прием детей с Донбасса в российские школы: методические рекомендации

 

Российские школы: методические рекомендации

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ от 24 февраля 2022 г. N 03-226 «О направлении методических рекомендаций»

 

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

Приложение: на 30 л. в 1 экз.

 

И.о. директора Департамента М.А. Костенко

 

Методические рекомендации
по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики

 

В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права каждого человека на образование Минпросвещения России направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее — методические рекомендации), для использования при приеме детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее — ДНР и ЛНР), в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

В методические рекомендации включены:

памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР;

памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР и ЛНР;

памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования;

памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР.

Минпросвещения России просит довести данную информацию до организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

 

Приложение

 

Памятка
для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛHP

 

В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования 1.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе 2.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации 3.

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) 4.

Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим в заявлении указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;

б) дата рождения ребенка или поступающего;

в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего;

г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;

ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);

к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);

л) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);

м) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка);

н) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации);

о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

п) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных.

Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы:

а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;

б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;

в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра);

г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);

д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);

е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).

При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель (и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а) — д), а поступающий — оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.

Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий ДНР и ЛИР, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.) в случае если они не являются гражданами Российской Федерации.

Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка.

При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.

Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов 5.

В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родителя (законного представителя).

В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР и ЛНР в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.

В связи с тем, что уровни общего образования, установленные Законом об образовании (утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г. N 1-233П-НС) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. N 128-II «Об образовании», а также перечень учебных предметов по уровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки ЛHP от 21 мая 2018 г, N 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки ДНР от 7 августа 2020 г. N 119-НП, от 7 августа 2020 г. N 120-НП, от 7 августа 2020 г. N 121-НИ) соответствуют уровням общего образования и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации (за исключением учебных предметов «Астрономия» (определен как дополнительный учебный предмет) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛHP), обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих общеобразовательных организациях.

В связи с тем, что в образовательных организациях, действующих на основании указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки, полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда в российских общеобразовательных организациях используется иная система оценивания при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная организация самостоятельно осуществляет перевод пятибалльной системы оценивания в систему оценок, принятой её локальным нормативным актом.

В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация 6, итоги которой позволят рекомендовать класс обучения.

Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно 7, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей.

При предоставлении необходимых документов и установлении класса обучения ребенка издается распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о его приеме в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Обучающимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права меры социальной поддержки и стимулирования, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами 8.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания 9.

Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

(Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу) 10.

Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом N 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии) 11.

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение 12.

При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛHP, необходимо:

предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования;

обеспечить при необходимости участие в итоговом собеседовании по русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования;

обеспечить участие обучающихся XI (XII) классов в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования;

обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждающий получение общего образования следующего уровня:

а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании) 13.

организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся, попавшему в трудную жизненную ситуацию (в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам), комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам.

Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Лица, зачисленные в образовательную организацию на территории Российской Федерации, проходят государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования (далее — ГИА-9) в качестве выпускников текущего года в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 (далее — Порядок ГИА-9).

К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Кроме того. Порядком ГИА-9 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, вправе пройти ГИА-9 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее — образовательная организация), в формах, установленных Порядком ГИА-9 (далее — экстерны).

Экстерны — лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной аттестации и ГИА-9.

После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-9. Экстерны допускаются к ГИА-9 при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Дополнительные сроки проведения собеседования по русскому языку — 9 марта 2022 года и 16 мая 2022 года.

ГИА-9 проводится в форме ОГЭ, в том числе для беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-9.

Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохождения ГНА-9 в форме ГВЭ.

Заявление об участии в ГИА-9 подается до 1 марта 2022 года участником в образовательную организацию, в которую он зачислен.

Лица, зачисленные в образовательную организацию на территории Российской Федерации, проходят государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА-11) в качестве выпускников текущего года в соответствии Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (далее — Порядок ГИА-11).

К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Кроме того, Порядком ГИА-11 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, вправе пройти ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования (далее — образовательная организация), в формах, установленных Порядком ГИА-11, (далее — экстерны).

Экстерны — лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной аттестации и ГИА-11.

После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-11. Экстерны допускаются к ГИА-11 при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Дополнительный срок проведения итогового сочинения — 4 мая 2022 г.

При необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022 года.

ГИА-11 проводится в форме ЕГЭ, в том числе для беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-11.

Для участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохождения ГИА в форме ГВЭ.

Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины, при этом причина «переезд из ДНР или ЛHP» может считаться уважительной.

Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее — РИС).

В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА-9 и ГИА-11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; свидетельство о предоставлении временного убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.).

В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в ППЭ осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от школы.

 

──────────────────────────────

1 Пункты 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-Ф3).

2 Статья 78 Федерального закона N 273-ФЗ.

3 Подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального чакона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах».

4 Статья 17 Федерального закона N 273-ФЗ.

5 24, 26, 28, 31 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59783).

6 Часть 1 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ.

7 Часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ.

8 Статья 34 Федерального закона N 273-ФЗ.

9 Статья 35 Федерального закона N 273-ФЗ.

10 Статьи 3 и 6 Федерального ‘закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ <<0 персональных данных*.

11 Статья 44 Федерального закона N 273-ФЗ.

12 Письмо Минобрнауки России от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств».

13 Часть 6 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

──────────────────────────────

 

Памятка
для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР и ЛНР

 

Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР (далее — ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

психологическую (организация работы с ребенком и его семьей); посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет: трудности в обучении, усвоении отдельных предметов; невротические реакции, фобии, нарушения сна и аппетита, как следствие перенесенного травматического шока; нарушения поведения; низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.

У детей в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические и неврозоподобные реакции. Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев:

тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации;

групповая работа по преодолению страхов;

психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия).

В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капеулирования» травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.

 

Памятка
для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования

 

Уважаемые родители!

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее — школа), наравне с гражданами Российской Федерации.

Прием ребенка в школу осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.

В заявлении необходимо указать следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;

б) дата рождения ребенка или поступающего;

в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего;

г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;

ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);

к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);

л) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);

м) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка);

н) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации);

о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

п) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных.

Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы:

а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;

б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;

в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра);

г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);

д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);

е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).

При посещении школы и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами школы родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий — оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.

Родители (законные представители) детей, прибывших е территорий ДНР и ЛНР (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).

В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в школу ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя (законного представителя).

В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР и ЛНР в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.

Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка.

При приеме в школу для получения среднего общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.

При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются школой самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт школы о приеме Вашего ребенка в школу.

Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю школы либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.

Кроме того, Вы как родитель имеете право:

знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

После зачисления в школу Вашему ребенку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных школой для реализации основной образовательной программы.

Также учащиеся имеют право на:

бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой школы и др.;

предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

(Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу).

Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Кроме того, родители имеют право:

защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся;

получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды школы (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами школьного самоуправления в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей, администрации школы) исключительно на добровольной основе.

 

Памятка
по психологической поддержке детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР

 

  1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории ДНР и ЛНР.

На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье.

Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей — от своих родителей.

Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребенка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными, однако для ребенка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребенка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит — им самим это не вполне ясно. Иногда ребенок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.

Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:

проблем в школе — ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе;

конфликтов в семье — частые ссоры и разногласия между ребенком и родителями, братьями и сестрами;

трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;

душевных страданий: частые слезы, подавленность, неожиданные смены настроения без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи, кошмарные сны;

проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные боли, заикание, энурез, нервные тики.

 

  1. Дети — свидетели войн и конфликтов

Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи, не находились непосредственно в горячих точках, война все равно присутствовала в их жизни и постоянно напоминала о себе.

Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них — значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось — это ошибка. Тяжелые воспоминания могут оставаться с Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими людьми.

Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит.

Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.

Если ребенок пережил утрату близкого человека — поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку.

 

  1. Между двумя мирами

Переезд в другую страну — тяжелое испытание для Вас и Ваших детей. В свое время Вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.

Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на родине. Жесткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.

Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения.

Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости.

С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома или пригласите их к себе.

Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения.

Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодежи.

 

  1. Новая школа

Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребенка — никому не хочется быть двоечником.

Не наказывайте ребенка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.

Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.

Интересуйтесь учебой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия.

Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними.

 

  1. Дети и родители дома

Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряженный режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности, кажутся второстепенными. Но детство — фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.

Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними.

Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.

Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.

Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.

Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребенку не следовало бы делать так, при этом не настаивая, а давая совет.

Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.

Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них.

Когда Вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния.

Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их «обузой». Это может навредить ребенку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь вы — родители — его единственная поддержка и опора.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными.

Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходиться не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах?

Для каждого ребенка его родители — самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.

Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.

Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.

 

 

Прием детей с Донбасса в российские школы: методические рекомендации
Пролистать наверх