Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 1»
(МБДОУ Детский сад № 1)
СОГЛАСОВАНА Педагогическим
советом МБДОУ Детский сад № 1 (протокол
от 21.08.2023 № 34) |
УТВЕРЖДЕНА приказом
МБДОУ Детский сад № 1 от
22.08.2023 № 254 |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1
1. Целевой раздел
Пояснительная
записка
Основная образовательная
программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 1 (далее – ООП ДО) состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Объем обязательной
части ООП ДО соответствует федеральной образовательной программе дошкольного образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, (далее – ФОП ДО)
и составляет не менее 60% от общего объема ООП ДО. Объем части, формируемой участниками
образовательных отношений, – не более 40%.
Пояснительная
записка, описывающая обязательную часть ООП ДО, приведена в ФОП ДО.
Часть ООП
ДО, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей
в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных
практиках. Эта часть в том числе предусматривает включение воспитанников в процесс
ознакомления с региональными особенностями города Энска. Основной целью работы является
формирование целостных представлений о городе, в котором живут дети, через решение
следующих задач:
·
приобщение к истории возникновения родного города (улицы, парки, скверы);
·
знакомство со знаменитыми людьми города;
·
формирование представлений о достопримечательностях родного города
и района, его символах;
·
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
·
формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству
и миру ремесел в родном городе, районе;
·
формирование представлений о животном и растительном мире города, о
Красной книге;
· ознакомление с районом где расположен
детский сад, его историей и достопримечательностями.
Часть ООП
ДО, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современную социокультурную
ситуацию развития ребенка:
·
открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка,
больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек).
·
культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности
с многоязычностью, противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения
и образцов отношения к окружающему миру;
·
сложность и быстрая изменяемость окружающей среды с технологической
точки зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных
качеств личности ребенка;
·
понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации,
отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка
от негативного воздействия излишних источников познания;
·
агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости
человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных
для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей как физическое, так
и психическое.
· роль инклюзивного образования,
влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение
к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Планируемые
результаты освоения ООП ДО
Планируемые
результаты освоения обязательной части ООП ДО приведены в ФОП ДО.
Планируемые
результаты освоения части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений,
представлены в виде целевых долгосрочных ориентиров в каждой парциальной образовательной
программе. Также к каждой парциальной образовательной программе прилагается карта
наблюдения развития детей с критериями отслеживания динамики развития ребенка.
За период
реализации части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, создаются
портфолио на каждого воспитанника, где фиксируются его достижения в ходе образовательной
деятельности.
2. Содержательный
раздел
Содержание
обязательной части ООП ДО, за исключением рабочей программы воспитания и коррекционной
работы с детьми с ОВЗ, приведено в ФОП ДО.
Рабочая программа
воспитания
Целевой раздел
рабочей программы воспитания.
Цели и задачи
воспитания.
Общая цель
воспитания в МБДОУ Детский сад № 1 – личностное развитие каждого ребенка с
учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей
на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование
первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально
приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование
ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим
людям, самому себе;
3) становление
первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями,
принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи
воспитания в МБДОУ Детский сад № 1:
1) содействовать
развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле,
должном и недопустимом;
2) способствовать
становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней
установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать
условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности
к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять
поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия
уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Направления
воспитания.
1. Патриотическое
направление воспитания.
1) Цель патриотического
направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции
наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного
за будущее своей страны.
2) Ценности
– Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство
патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств,
интереса, чувства любви и уважения к своей стране – России, своему краю, малой
родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности,
ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое
направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства,
которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее
уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа
по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника»,
испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение
детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране
и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает
развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
«патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии
и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем
– на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
2. Духовно–нравственное
направление воспитания.
1) Цель духовно–нравственного
направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности
– жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно–нравственного направления воспитания.
3) Духовно-нравственное
воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе
творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является
освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
3. Социальное
направление воспитания.
1) Цель социального
направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому
человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности
– семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.
3) В дошкольном
детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных
ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность
за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового
отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых
и детских общностях.
4) Важной
составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей,
формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии
с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения
в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку,
к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
4. Познавательное
направление воспитания.
1) Цель познавательного
направления воспитания – формирование ценности познания.
2) Ценность
– познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема
воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного
процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности,
самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук
и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
4) Значимым
является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
5. Физическое
и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического
и оздоровительного воспитания – формирование ценностного отношения детей к здоровому
образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности
– жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
3) Физическое
и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья
детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью
как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
6. Трудовое
направление воспитания.
1) Цель трудового
воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение
ребенка к труду.
2) Ценность
– труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое
направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому
усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
7. Эстетическое
направление воспитания.
1) Цель эстетического
направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения
к красоте.
2) Ценности
– культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое
воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке,
в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной
сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего
мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный
мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка,
чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного
вкуса.
Целевые ориентиры
воспитания.
1) Деятельность
воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому
планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты»
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии
с ФГОС дошкольного образования оценка результатов воспитательной работы не осуществляется,
так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования
не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
Целевые ориентиры
воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление воспитания |
Ценности |
Целевые ориентиры |
Патриотическое |
Родина,
природа |
Проявляющий
привязанность к близким людям, бережное отношение к живому |
Духовно-нравственное |
Жизнь, милосердие,
добро |
Способный
понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». |
Социальное |
Человек,
семья, дружба, сотрудничество |
Испытывающий
чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых. |
Познавательное |
Познание |
Проявляющий
интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. |
Физическое
и оздоровительное |
Здоровье,
жизнь |
Понимающий
ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья –
физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих. |
Трудовое |
Труд |
Поддерживающий
элементарный порядок в окружающей обстановке. |
Эстетическое |
Культура
и красота |
Проявляющий
эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный
к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной,
словесно-речевой, театрализованной и другое). |
Целевые ориентиры
воспитания детей на этапе завершения освоения ООП ДО.
Направления воспитания |
Ценности |
Целевые ориентиры |
Патриотическое |
Родина,
природа |
Любящий
свою малую родину и имеющий представление о своей стране – России, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Духовно–нравственное |
Жизнь, милосердие,
добро |
Различающий
основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе,
к нравственному поступку. |
Социальное |
Человек,
семья, дружба, сотрудничество |
Проявляющий
ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. |
Познавательное |
Познание |
Любознательный,
наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. |
Физическое
и оздоровительное |
Здоровье,
жизнь |
Понимающий
ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья – занятия физической
культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного
поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих. |
Трудовое |
Труд |
Понимающий
ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности. |
Эстетическое |
Культура
и красота |
Способный
воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. |
Содержательный
раздел рабочей программы воспитания.
1. Уклад МБДОУ
Детский сад № 1.
Уклад, в качестве
установившегося порядка жизни МБДОУ Детский сад № 1, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых
и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. Это необходимый
фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает
и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений:
заведующего, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников,
родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения МБДОУ
Детский сад № 1.
Основные характеристики
МБДОУ Детский сад № 1
Цель и смысл
деятельности детского сада, его миссия |
Реализация
ООП ДО в соответствии с целями, задачами и принципами законодательства РФ в сфере
образования |
Принципы
жизни и воспитания в детском саду |
Принципы
жизни и воспитания строятся в соответствии с локальными нормативными актами МБДОУ
Детский сад № 1 и законодательством РФ |
Образ детского
сада, особенности, символика, внешний имидж |
Есть герб
МБДОУ Детский сад № 1, изображаемый на бланках писем, при входе в здание и других
местах по усмотрению заведующего |
Отношения
к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам |
Культура
поведения воспитателя – основополагающая часть уклада. |
Ключевые
правила детского сада |
Относится
друг к другу с уважением и уметь слышать потребности других |
Традиции
и ритуалы, особые нормы этикета в детском саду |
Традиционным
является проведение: ·
общественно–политических праздников («День Победы», «День защитника
Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); ·
сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»); ·
тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей»,
«Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»); ·
социальных и экологических акций («Открытка для ветерана», «Бессмертный
полк», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц») |
Особенности
РППС, отражающие образ и ценности детского сада |
Оформлен
патриотический уголок, где представлена символика Энской области, города Энска
и детского сада |
Социокультурный
контекст, внешняя социальная и культурная среда детского сада |
МБДОУ Детский
сад № 1 находится в «спальном» районе г. Энска, что делает окружение размеренным
и относительно спокойным. ·
МБУ «Библиотека № 4» – проводит совместные акции, экскурсии; ·
МБОУ СОШ № 5 – проводит совместные мероприятия, экскурсии, открытые
уроки |
2. Воспитывающая
среда образовательной организации.
Воспитывающая
среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает
совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия
детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей
средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная
насыщенность и структурированность.
Воспитательная
среда тесно связана с РППС и педагогическим коллективом МБДОУ Детский сад № 1. Они
определяют:
·
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка
к окружающему миру, другим людям, себе;
·
условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка
в соответствии с традиционными ценностями российского общества;
· условия для становления самостоятельности,
инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских
общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
3. Общности
образовательной организации.
Общность характеризуется
системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками
ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.
В МБДОУ Детский
сад № 1 следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители (законные
представители) – ребенок (дети), педагог – родители (законные представители).
Ценности и
цели профессионального сообщества, профессионально-родительского сообщества и детско-взрослой
общности:
·
быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и
поведения;
·
побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
·
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
·
заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
·
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
к заболевшему товарищу;
·
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться
в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
·
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
· воспитывать в детях чувство
ответственности перед группой за свое поведение.
Особенности
организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей. Профессионально-родительская
общность включает работников МБДОУ Детский сад № 1 и всех взрослых членов семей
воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания
детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию
ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей
ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы
для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Субъектом воспитания
и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность.
Для общности
характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание
и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих
симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая
общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности,
ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность,
а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится
и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом
случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных
задач.
Особенности
обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. В детском саду обеспечена
возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность
ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает
опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом
для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
4. Задачи
воспитания в образовательных областях.
Для проектирования
содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления воспитания и образовательные
области. Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
·
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится
с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;
·
образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным
и патриотическим направлениями воспитания;
·
образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным
и эстетическим направлениями воспитания;
·
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится
с эстетическим направлением воспитания;
· образовательная область «Физическое
развитие» соотносится с физическим и оздоровительным направлениями воспитания.
Решение задач
воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек»,
«Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает
решение задач нескольких направлений воспитания:
·
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному
краю, своей стране;
·
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
·
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа,
к нравственным и культурным традициям России;
·
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях
о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
·
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной
позиции;
·
создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
·
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
· формирование способности бережно
и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Решение задач
воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено
на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и
«Природа», что предполагает:
·
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования
для человека, общества, страны;
·
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям
родной страны, к культурному наследию народов России;
·
воспитание уважения к людям – представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
·
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну);
· воспитание бережного и ответственного
отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий
по сохранению природы.
Решение задач
воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает:
·
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;
· воспитание отношения к родному
языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво
(на правильном, богатом, образном языке).
Решение задач
воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», «Человек», «Природа»,
что предполагает:
·
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви)
к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного),
к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
·
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота»,
«Природа», «Культура»;
·
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка;
·
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального
и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
· создание условий для выявления,
развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности,
поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми).
Решение задач
воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
·
формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье
и физической культуре;
·
становление эмоционально–ценностного отношения к здоровому образу жизни,
интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению
гигиеническими нормами и правилами;
· воспитание активности, самостоятельности,
уверенности, нравственных и волевых качеств.
Формы совместной
деятельности в образовательной организации.
1. Работа
с родителями (законными представителями).
Работа с родителями
(законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения детского сада.
Виды и формы
деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей),
используемые в МБДОУ Детский сад № 1 в процессе воспитательной работы:
·
родительское собрание;
·
педагогические лектории;
·
родительские конференции;
·
круглые столы;
·
родительские клубы, клубы выходного дня;
· мастер-классы.
2. События
образовательной организации.
Событие предполагает
взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению
ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может
быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и
любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие
дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование
событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе
традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать
работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
События в
МБДОУ Детский сад № 1 проводятся в следующих формах:
·
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
·
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
· создание творческих детско-взрослых
проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду»
– показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).
3. Совместная
деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная
деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной
деятельности взрослого и ребенка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно решение
конкретных задач воспитания.
Воспитание
в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания
ребенка в МБДОУ Детский сад № 1.
К основным
видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в МБДОУ Детский
сад № 1 относятся:
·
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
·
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
·
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
·
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды–инсценировки;
·
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
·
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детских поделок и тому подобное);
·
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
·
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие);
· демонстрация собственной нравственной
позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение
(одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
6. Организация
предметно-пространственной среды.
Реализация
воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать
совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных
отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
Части среды, которые используются в воспитательной работе:
·
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и МБДОУ Детский
сад № 1;
·
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится МБДОУ Детский сад № 1;
·
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
·
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности;
·
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей;
·
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний,
необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
·
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда,
а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
·
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
· компоненты среды, предоставляющие
ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа.
Вся среда
МБДОУ Детский сад № 1 является гармоничной и эстетически привлекательной.
7. Социальное
партнерство.
Реализация
воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
·
участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные
мероприятия и тому подобное);
·
участие представителей организаций–партнеров в проведении занятий в
рамках дополнительного образования;
·
проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий, событий
и акций воспитательной направленности;
· реализация различных проектов
воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными
представителями) и педагогами с организациями–партнерами.
Организационный
раздел рабочей программы воспитания.
В основе процесса
воспитания детей в МБДОУ Детский сад № 1 лежат традиционные ценности российского
общества. Особые условия воспитания создаются для отдельных категорий обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ОВЗ, дети
из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов
и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает
готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Предполагаются
следующие условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми
категориями детей:
1) направленное
на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание
таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми образовательными потребностями
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются
особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта
детей особых категорий;
2) формирование
игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми образовательными
потребностями, с учетом необходимости развития личности ребенка, создание условий
для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно–нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание
воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников,
их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению
их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность
воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных
форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка;
речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные
условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми образовательными
потребностями;
5) участие
семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка дошкольного возраста
с особыми образовательными потребностями.
Коррекционная
работа с воспитанниками с ОВЗ
Коррекционная
работа, являющаяся частью ООП ДО, проводится в отношении воспитанников с ОВЗ, которым
психолого-медико-педагогическая комиссия не рекомендовала обучение по адаптированной
образовательной программе. Основное содержание коррекционно-развивающей работы с
воспитанниками с ОВЗ приведено в ФОП ДО. Конкретные мероприятия коррекционной работы
содержатся в методических документах соответствующих специалистов – педагога-психолога,
учителя-логопеда, учителя-дефектолога и других.
Коррекционная
работа с воспитанниками с ОВЗ согласно их нозологическим группам, которым психолого-медико-педагогическая
комиссия рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе, осуществляется
в соответствии с адаптированной образовательной программой, составленной на основе
федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования.
Содержание части
ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений
Парциальная
образовательная программа «Наш дом – город Энск»
Цель программы
– способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к семье, детскому
саду, родному краю.
Задачи программы:
·
развивать у дошкольников интерес к родному городу, краю, его достопримечательностям,
событиям его прошлого и настоящего;
·
приобщать к культуре и традициям семьи, детского сада, родного города,
края;
·
формировать чувство уважения, бережное и сознательное отношение к народам
родного края, их традициям;
·
воспитывать у детей бережное и сознательное отношение к природе края,
развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на
неё;
· формировать у дошкольников чувство
любви, гордости и патриотизма к малой родине, к своей Отчизне.
По итогам
освоения парциальной образовательной программы воспитанник:
·
ощущает свою сопричастность традициям и историческим ценностям г. Энска;
·
приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость);
·
соблюдает общепринятые нормы и правила поведения;
·
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам о
родном крае, его достопримечательностях;
·
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире,
в котором он живет;
· знаком с произведениями и писателями
детских поэтов г. Энска.
Промежуточные
планируемые результаты:
3–4 года:
ребенок имеет первичные представления о себе, о членных семьи, о семейном досуге,
традициях и праздниках семьи, домашних животных;
4–5 лет: ребенок
имеет представление о жизни в детском саду, о взаимоотношениях детей, о работниках
детского сада, о праздниках в детском саду;
5–6 лет: ребенок
имеет представление о родном городе, истории его возникновения, достопримечательностях,
мероприятиях города и их продукции, местах культурного и спортивного времяпровождения,
об истории города в годы Великой Отечественной войны, о творчестве писателей и поэтов;
6–7 лет: ребенок
имеет первичные представления об истории заселения г. Энска людьми, о связи жизнедеятельности
человека с природой, о народах Энской области, их быте и традициях, о календарно–обрядовых
праздниках, о народных промыслах, о природе и животных Энской области.
Тематический
план парциальной образовательной программы
Тема 1. История
жизни человека в Энской области
Познакомить
детей с историей заселения Энской области людьми: впервые люди стали проживать в
Энской области около 70 тысяч лет назад. Объяснить название «первобытные люди»:
эти люди были первыми, их быт, уклад, порядок жизни являлся первым. Время появления
первых людей (мустьерская эпоха): люди жили в пещерах — пещерных стоянках, не строили
домов, занимались охотой и собирательством.
Дать сведения
детям о расселении первобытных людей: жили по берегам рек и озер, возле родников
и ключей, вода, огонь — основа жизни человека. Познакомить детей со строением первых
жилищ человека — землянок прямоугольной формы с очагом на полу. Появление скотоводства
и земледелия, обработки камня. Объяснить название «каменный век» — все атрибуты
в основном изготавливались из камня.
Познакомить
детей с понятиями «бронзовая», «медная эпохи». Дать сведения о добыче железной,
медной руды, появлении первой металлургии. Появление городов–крепостей в эпоху бронзы.
Сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).
Дать сведения
детям о том, что на протяжении долгого времени в Энской области проживали разные
народы (одни народы уходили на другие земли, другие переселялись). Дать пояснение
словам «кочевой», «оседлый народы».
Формировать
у детей знания о различных видах труда народа в различных местностях Энской области.
Повсеместно работали крестьяне — обработка земли, уход за скотом.
Тема 2. Человек
и мир вокруг
Дать сведения
детям о народном представлении космоса, мира, природы. Весь мир (космос) представлялся
народам как дом, терем или дерево. Для человека живая и неживая природа служила
домом, поэтому небо, солнце, луна, звезды, облака представляли собой крышу дома;
земля, озера, реки, моря, леса служили полом, ковром; горы, скалы, деревья, четыре
ветра, четыре стороны света (юг, север, восток, запад) представлялись стенами дома.
Вся природа (неживая, живая), мир понимались народами как родной дом, родное жилище,
т. е. то место, где живут человек, его семья, родственники. Родной дом надо оберегать,
любить, и поэтому так же надо относиться и к природе.
Познакомить
детей с образными выражениями о природе.
Познакомить
детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседлыми традициями
народов Энской области (русские, башкиры, казахи, татары и др.).
Тема 3. Человек
и календарь природы
Дать сведения
детям о том, что все народы, живущие в Энской области (кочевые, оседлые), жили по
определенному порядку, ладу. Дать сведения о смысловом значении слова «лад» — порядок,
правильное, полезное устройство мира, семьи, дома, отношений с родными, близкими
людьми, т. е. жизни.
Народы считали
хорошим, правильным только то, что было в порядке, в ладу, т. е. правильно устроено.
Устроить правильно, полезно могла природа, космос (живое и неживое). Человеку нельзя
менять природный порядок, т. к. человек — часть этого мира, природы, космоса. С
изменением природы может измениться и сам человек.
Познакомить
дошкольников с народным пониманием порядка, правилами природы, мира, по которым
жили люди. Календарь народа отражал изменения в природе по сезонам и основные виды
труда народа посезонно. Каждому месяцу в году может соответствовать рисунок–символ,
рассказывающий об изменениях в природе или о работе, труде человека в данный период
времени: апрель — плуг (пахать землю), май — ростки растений, июнь — знак солнца,
время летнего солнцестояния, август — колосья, сентябрь — сети для ловли птиц, октябрь
— пучок пряжи, время обработки льна и конопли, ноябрь — дрова, декабрь — знак солнца,
время зимнего солнцестояния.
Башкиры, казахи
занимались скотоводством («водить скот» — «ухаживать, кормить»). У них был свой
скотоводческий календарь, который рассказывал, в какое время года лучше заниматься
трудом по уходу за животными. Со временем кочевые народы начали заниматься земледелием
и переняли земледельческий календарь. Народный календарь напоминал, когда и что
делать, когда пахать, сеять, ждать дождя, охотиться, прясть и т. д.
Следуя календарю,
человек внимательно наблюдал за изменениями в природе, запоминал и сравнивал разные
годы, т. к. от этого зависели жизнь человека, его хозяйство и здоровье. У каждого
народа появились свои названия месяцев, по этим названиям можно было определять
состояние природы в это время года. Познакомить детей с народными названиями месяцев
года.
Мироустройство,
миропорядок, космос отражались в предметах быта всех народов: в устройстве народных
жилищ, в народных костюмах. Познакомить детей с особенностями народных костюмов
русских, башкир, татар и других народов, проживающих в Энской области. Дать сведения
детям об особенностях народных жилищ, отражающих порядок, мироустройство. Люди жили,
работали по правилам «круглого года». Объяснить детям смысловое значение словосочетания
«круглый год»: год состоит из месяцев, месяцы — из дней, дни идут друг за другом,
год состоит из времен года, времена года тоже идут друг за другом, поэтому чередование
дней, времен года, месяцев идет по кругу (познакомить детей с наглядной моделью
«круглого года»), чередуются виды труда по сезонам.
Тема 4. Человек
и природа Энской области
Познакомить
детей с природно-географическими зонами Энской области: лесная, горная, лесостепная,
степная. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, рек, гор
и др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной
природе. Познакомить детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.
Дать сведения о том, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь,
любить ее, не вредить ей. Народы выражали свою любовь в словах, названиях, обращениях.
Живую и неживую природу сравнивали с человеком, его характером, внешним видом, трудом,
отдыхом. Например, цветок, где было два цвета, называли «иван-да-марья», пушистый
стебель цветка подснежника дал название «сон-трава», прямоугольные листья растения
«пастушья сумка» напоминали сумки пастухов. Тонкие деревья сравнивали со стройными,
красивыми девушками: «березка-подружка»; щедрую землю, которая давала урожай, кормила
людей, называли «земля–матушка»; солнце, дающее тепло, свет, жизнь всему живому,
называли «солнце-батюшка»; непослушный, резкий ветер, который мог разрушить, буянить,
звали «ветер-буяк»; обращались к временам года, как к любимым, уважаемым людям:
«лето красное» (красивое), «весна-красна» (красавица), «зимушка-сударушка» (красивая,
знатная, уважаемая женщина), «январь — зимы государь»; могучие горы и скалы сравнивали
со спящим великаном, быструю речку — с быстроногой девушкой и т. д.
Тема 5. Человек
и календарные традиции
Формировать
представление детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой. Календарные
традиции всех народов появились очень давно и являются необходимым условием, стороной
жизни человека. Календарные традиции связаны с трудом, хозяйством семьи. Календарные
традиции могут быть трудовыми, праздничными, связаны со временем года и имеют свои
календарные обряды. Календарные обряды — это часть традиции, действия, ритуалы,
движения, танцы, песни, заклички, игры, которые что–либо отображают, выражают. Например,
на празднике могут выражать, отображать работу (сев, жатву, охоту) в виде танца.
Тема 6. Человек,
род и природа
Дать сведения
о семантическом значении слова «природа» — то, что дано при рождении («при родах»,
«при роде»). «Род», «родня», «природа» — слова, обозначающие условия жизни любого
народа. Родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями. Познакомить
детей с фольклором народов Энской области, отражающим сравнение человека, его характера,
отношения в семье, с людьми с природой. Например:
Материнский
гнев что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.
Пчелки без
матки — пропащие детки.
Братская любовь
крепче скалы.
От худого
семени не жди хорошего племени.
Тепло, да
не как лето; добра, да не как мать.
Мать кормит
детей, как земля кормит людей.
Тема 8. Сила
семьи в ее родне
Дать детям
представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи,
связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.
Формировать
добросердечное, дружелюбное отношение к родственникам. Познакомить детей со значением
слов «родня», «родственники», «племянник», «племянница», «двоюродный».
Тема 9. Семья
и природа
Дать детям
сведения об отношении народа к природе: бережное, поэтичное, направленное на применение
в хозяйстве.
Познакомить
детей с образными народными названиями растений, природы.
Тема 10. Народные
увеселения, игры, забавы семьи
Познакомить
детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых: игры с водой, природными
материалами, катание с ледяных горок и т. д.
Тема 11. Здоровье
— успех и богатство семьи
Познакомить
детей с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание
в семье. Традиции и обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.
<…>
Парциальная
образовательная программа «Народная игрушка»
<…>
3. Организационный
раздел
Материально-техническое
обеспечение и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
В МБДОУ Детский
сад № 1 созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность
достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП ДО;
2) выполнение
требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащихся
в СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21:
·
к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
·
оборудованию и содержанию территории;
·
помещениям, их оборудованию и содержанию;
·
естественному и искусственному освещению помещений;
·
отоплению и вентиляции;
·
водоснабжению и канализации;
·
организации питания;
·
медицинскому обеспечению;
·
приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
·
организации режима дня;
·
организации физического воспитания;
· личной гигиене персонала;
3) выполнение
требований пожарной безопасности и электробезопасности;
4) выполнение
требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников МБДОУ Детский
сад № 1;
5) возможность
для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов к
объектам инфраструктуры МБДОУ Детский сад № 1.
При создании
материально-технических условий для детей с ОВЗ учитываются особенности их физического
и психического развития.
МБДОУ Детский
сад № 1 оснащен полным набором оборудования для различных видов детской деятельности
в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками, озелененной территорией.
МБДОУ Детский
сад № 1 имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной
и образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов),
педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
1) помещения
для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно–исследовательскую
деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
2) оснащение
РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, содержания Федеральной
программы;
3) мебель,
техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного,
театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты;
4) административные
помещения, методический кабинет;
5) помещения
для занятий специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог);
6) помещения,
обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том
числе медицинский кабинет;
7) оформленная
территория и оборудованные участки для прогулки воспитанников.
В зависимости
от возможностей МБДОУ Детский сад № 1 создает условия для материально-технического
оснащения дополнительных помещений: детских библиотек и видеотек, компьютерно-игровых
комплексов, дизайн-студий и театральных студий, мастерских, мультстудий и кванториумов,
игротек, зимних садов, аудиовизуальных и компьютерных комплексов, экологических
троп на территории МБДОУ Детский сад № 1, музеев, тренажерных залов, фито-баров,
саун и соляных пещер и других, позволяющих расширить образовательное пространство.
МБДОУ Детский
сад № 1 использует обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы,
подписки на актуализацию периодических и электронных ресурсов, методическую литературу,
техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания,
спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Инфраструктурный
лист МБДОУ Детский сад № 1 составляется по результатам мониторинга ее материально-технической
базы: анализа образовательных потребностей обучающихся, кадрового потенциала, реализуемой
ООП ДО и других составляющих (с использованием данных цифрового сервиса по эксплуатации
инфраструктуры) в целях обновления содержания и повышения качества дошкольного образования.
Распорядок и/или
режим дня
Режим дня
предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии
с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность
ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.
Режим и распорядок
дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации ООП
ДО, потребностей участников образовательных отношений.
Основными
компонентами режима в МБДОУ Детский сад № 1 являются: сон, пребывание на открытом
воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по
собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена.
Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные
периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
Дети, соблюдающие
режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно вырабатываются
определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму ребенка
физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно
подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение
режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми
или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают
и спят беспокойно.
Детей приучают
к выполнению режима дня с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка
к организованности и порядку, активной деятельности и правильному отдыху с максимальным
проведением его на свежем воздухе. Делается это постепенно, последовательно и ежедневно.
Режим дня
гибкий, однако неизменным остается время приема пищи, интервалы между приемами пищи,
обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение
ежедневной прогулки.
При организации
режима предусматривается оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности
и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную
двигательную активность ребенка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной
и физической нагрузки. Время образовательной деятельности организуется таким образом,
чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные
с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие
виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.
Продолжительность
дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия
организации образовательного процесса соответствуют требованиям, предусмотренным
СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
Режим дня
строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная
длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится
на прогулку (при наличии условий).
Режим дня
группы сокращенного дня для детей от 3 до 4 лет
Оздоровительные
процедуры (закаливание) проводятся при наличии письменных согласий родителей (законных
представителей) воспитанников.
Содержание |
Время |
Холодный период года |
|
Утренний
прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, самостоятельная деятельность |
8.00 – 8.20 |
Утренняя
зарядка (гимнастика) |
8.20 – 8.30 |
Подготовка
к завтраку, завтрак |
8.30 – 9.00 |
Занятие
1 |
9.00 – 9.15 |
Перерыв
между занятиями (физкультурные минутки) |
9.15 – 9.25 |
Занятие
2 |
9.25 – 9.40 |
Активное
бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) |
9.40 – 10.00 |
Самостоятельная
деятельность детей |
10.00 – 10.30 |
Подготовка
ко второму завтраку, второй завтрак |
10.30 – 11.00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки |
11.00 – 12.00 |
Подготовка
к обеду, обед |
12.00 – 12.30 |
Подготовка
ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и гигиенические процедуры |
12.30 – 15.30 |
Подготовка
к полднику, полдник |
15.30 – 16.00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка |
16.00 – 16.10 |
Активное
бодрствование детей время прогулки (подвижные игры) |
16.10 – 16.30 |
Продолжение
прогулки, уход домой |
16.30 – 18.00 |
Теплый период года |
|
Утренний
прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, самостоятельная деятельность |
8.00 – 8.20 |
Утренняя
зарядка (гимнастика) |
8.20 – 8.30 |
Подготовка
к завтраку, завтрак |
8.30 – 9.00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка |
9.00 – 9.20 |
Образовательная
нагрузка во время прогулки |
9.20 – 9.35 |
Перерыв
между занятиями (физкультурные минутки) |
9.35 – 9.45 |
Занятие
2 |
9.45 – 10.00 |
Активное
бодрствование детей время прогулки (подвижные игры) |
10.00 – 10.20 |
Возвращение
с прогулки |
10.20 – 10.30 |
Подготовка
ко второму завтраку, второй завтрак |
10.30 – 11.00 |
Самостоятельная
деятельность детей |
11.00 – 12.00 |
Подготовка
к обеду, обед |
12.00 – 12.30 |
Подготовка
ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и гигиенические процедуры |
12.30 – 15.30 |
Подготовка
к полднику, полдник |
15.30 – 16.00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка |
16.00 – 16.10 |
Активное
бодрствование детей время прогулки (подвижные игры) |
16.10 – 16.30 |
Продолжение
прогулки, уход домой |
16.30 – 18.00 |
Режим дня
группы полного дня для детей от 3 до 4 лет
Оздоровительные
процедуры (закаливание) проводятся при наличии письменных согласий родителей (законных
представителей) воспитанников.
Содержание |
Время |
Холодный период года |
|
Утренний
прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, самостоятельная деятельность |
7:45–8:20 |
Утренняя
зарядка (гимнастика) |
8:20–8:30 |
Подготовка
к завтраку, завтрак* |
8:30–9:00 |
Активное
бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) |
9:00–9:20 |
Занятие
1 |
9:20–9:35 |
Перерыв
между занятиями (физкультурные минутки) |
9:35–9:45 |
Занятие
2 |
9:45–10:00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки |
10:00–12:00 |
Подготовка
к обеду, обед |
12:00–12:30 |
Подготовка
ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и гигиенические процедуры |
12:30–15:30 |
Подготовка
к полднику, полдник |
15:30–16:00 |
Активное
бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) |
16:00–16:30 |
Самостоятельная
деятельность детей |
16:30–17:00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, возвращение с прогулки |
17:00–18:30 |
Подготовка
к ужину, ужин |
18:30–19:00 |
Игры, уход
домой |
19:00–19:45 |
Теплый период года |
|
Утренний
прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей), игры, самостоятельная деятельность |
7:45–8:20 |
Утренняя
зарядка (гимнастика) |
8:20–8:30 |
Подготовка
к завтраку, завтрак* |
8:30–9:00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка |
9:00–9:20 |
Образовательная
нагрузка во время прогулки |
9:20–9:35 |
Перерыв
между занятиями (физкультурные минутки) |
9:35–9:45 |
Занятие
2 |
9:45–10:00 |
Активное
бодрствование детей время прогулки (подвижные игры) |
10:00–10:20 |
Самостоятельная
деятельность детей во время прогулки, возвращение с прогулки |
10:20–12:00 |
Подготовка
к обеду, обед |
12:00–12:30 |
Подготовка
ко сну, сон, постепенный подъем детей, оздоровительные и гигиенические процедуры |
12:30–15:30 |
Подготовка
к полднику, полдник |
15:30–16:00 |
Активное
бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) |
16:00–16:30 |
Подготовка
к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей |
16:30–17:00 |
Малоподвижные
игры на прогулке, возвращение с прогулки |
17:00–18:30 |
Подготовка
к ужину, ужин |
18:30–19:00 |
Подготовка
к прогулке, прогулка, уход домой |
19:00–19:45 |
* Второй завтрак
отсутствует. Калорийность основного завтрака увеличена на 5 % соответственно (п.
8.1.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
<…>
Особенности организации
развивающей предметно–пространственной среды (РППС)
РППС рассматривается
как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС выступает
основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной
для каждого ребенка деятельности.
РППС включает
организованное пространство (территория МБДОУ Детский сад № 1, групповые комнаты,
специализированные, технологические, административные и иные помещения), материалы,
оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания,
охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации
самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учета
особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
В соответствии
со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов
ООП ДО, возрастной и гендерной специфики для реализации образовательной программы.
РППС МБДОУ
Детский сад № 1 создается как единое пространство, все компоненты которого, как
в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному
решению.
При проектировании
РППС МБДОУ Детский сад № 1 учитывает:
·
местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические
и природно-климатические условия, в которых находится МБДОУ Детский сад № 1;
·
возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание
образования;
·
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
· возможности и потребности участников
образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других работников МБДОУ
Детский сад № 1, участников сетевого взаимодействия и других участников образовательной
деятельности).
РППС соответствует:
·
требованиям ФГОС ДО;
·
ООП ДО;
·
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей
в МБДОУ Детский сад № 1;
·
возрастным особенностям детей;
·
воспитывающему характеру обучения детей в МБДОУ Детский сад № 1;
· требованиям безопасности и надежности.
РППС МБДОУ
Детский сад № 1 обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной
и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно–исследовательской,
двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного
этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и
коррекции недостатков их развития.
В соответствии
с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной;
доступной; безопасной. РППС должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия
детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
В МБДОУ Детский
сад № 1 созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого
в групповых и прочих помещениях имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе. При наличии условий может быть обеспечено
подключение всех групповых, а также иных помещений к сети Интернет с учетом регламентов
безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической экспертизы компьютерных
игр.
В оснащении
РППС используются элементы цифровой образовательной среды, интерактивные площадки
как пространство сотрудничества и творческой самореализации ребенка и взрослого
(кванториумы, мультстудии, роботизированные и технические игрушки и другие).
Для детей
с ОВЗ используется специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными
видами деятельности, общаться и играть со сверстниками.
Календарный план
воспитательной работы
Календарный
план воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 1 сформирован на основании федерального
календарного плана воспитательной работы, который является единым для всех дошкольных
организаций.
Все мероприятия
плана проводятся с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических
и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Мероприятия |
Возраст воспитанников |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Патриотическое направление
воспитания |
|||
День окончания
Второй мировой войны: тематические беседы по группам |
4–7 лет |
Сентябрь |
Воспитатели
в группах |
Конкурс
рисунка к Международному дню мира |
3–7 лет |
Воспитатель
Абрамцева А.А. |
|
Игра «Зарница»
(вместе с родителями) |
4–7 лет |
Октябрь |
|
День народного
единства |
3–7 лет |
Первая неделя ноября |
|
День памяти
погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних
дел России: экскурсия в сквер с тематическим памятником |
5–7 лет |
Ноябрь |
Старший
воспитатель Ефремова П.П. |
День народных
песен «Гуслица» |
3–7 лет |
Ноябрь |
Музыкальный
руководитель Петрова А.И. |
Конкурс
рисунков «День неизвестного солдата» |
3–7 лет |
Первая неделя декабрь |
Старший
воспитатель Уфимцева А.С. |
Утренник
ко Дню защитника Отечества |
Третья неделя февраля |
Воспитатель
Абрамцева А.А. |
|
Конкурс
поделок «День защитника Отечества» |
4–7 лет |
Февраль |
Воспитатели
в группах |
…. |
|
|
|
Социальное направление воспитания |
|||
Всероссийская
акция «Вместе, всей семьей» |
3–7 лет |
Сентябрь |
Старший
воспитатель Ефремова П.П. |
Праздник
осени |
1–7 лет |
Последняя неделя октября |
Музыкальный
руководитель Петрова А.И. Старший
воспитатель Уфимцева А.С. |
Конкурс
поделок «День матери» |
3–7 лет |
Ноябрь |
Воспитатели
в группах |
… |
|
|
|
Познавательное направление
воспитания |
|||
Утренник
ко Дню знаний |
1–7 лет |
Первая неделя сентября |
Музыкальный
руководитель Петрова А.И. Старший
воспитатель Уфимцева А.С. |
Международный
день распространения грамотности: беседы по группам |
4–7 лет |
Сентябрь |
Воспитатели
в группах |
Конкурс
поделок из природного материала «Природа – глазами детей» |
4–7 лет |
Апрель |
Старший
воспитатель Апраксина В.А. |
… |
|
|
|
4. Презентация ООП
ДО
ООП ДО ориентирована
на воспитанников от 1 года до 7 лет, в том числе детей с ОВЗ, которые не имеют серьезных
нарушений в развитии и которым не показано обучение по адаптированной образовательной
программе дошкольного образования.
ООП ДО разработана
на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028. Обязательная часть содержания
ООП ДО представлена в федеральной образовательной программе дошкольного образования.
При реализации
ООП ДО ключевым фактором является взаимодействие МБДОУ Детский сад № 1 с семьей
в духе партнерства в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой
для обеспечения их полноценного развития.
Особенно важен
диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении
или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение
или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их
решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей)
по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые
могут быть предприняты со стороны МБДОУ Детский сад № 1 и семьи.
Педагоги поддерживают
семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов
и службы (консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога
и др.).
Диалог с родителями
(законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы.
Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать
образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
МБДОУ Детский
сад № 1 предлагает родителям (законным представителям) активно участвовать
в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители)
могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий
и т. д.