Общее образование
Образование, которое должно являться главным ресурсом общество, резервом развития человечества на сегодняшний день испытывает кризис. Поэтому актуальность работы обусловлена, проблемами образования в России.
Необходимо учитывать, что в 90-е гг. проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее.
Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.
Таким образом, государство «ушло» из образования, которое вступило в стадию самовыживания, абстрагируясь от реальных потребностей страны. Произошел разрыв в системе «государство-образование-общество».
Система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней. Ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.
Цель работы — рассмотреть направления развития общего образования в России.
1. Сущность и современное состояние общего образования в России
Исторически форма «образование» вобрала в себя множество сопутствующих форм, конституировав при этом «систему образования», уровни образования, образовательные учреждения и т.д. Эта современная множественность проявлений образования порождает ныне множество конкурирующих точек зрения на его задачи, функции, методы и формы их реализации. Что обусловливает споры о его содержании, ценностях, возможностях его оценки и использования. Однако большинство этих разногласий, на наш взгляд, определяется более глубинными, концептуальными вопросами и связано с тем или иным пониманием природы и сущности образования.
Между тем, приходится констатировать, что ни в практике, ни в теории до сих пор нет однозначного понимания того, что такое образование в его сущности. Например, советский энциклопедический словарь дает такое определение: «Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях, где оно тесно связано с воспитанием.» [2; 910]. Это определение давно не устраивает подавляющее большинство исследователей и специалистов. Оно узко, внеисторично и не отражает современных требований и ожиданий, предъявляемых к образованию.
В данной связи под образованием в одних случаях понимают формирование у индивида образа деятельности, в других — образа человека (или Бога), в третьих — образа мира, в четвертых — образа культуры и т.п. Каждый из этих смыслов распадается еще на множество характеристик, закладываемых затем в модели образовательной деятельности. Так, с первым пониманием связана такая цель образования, как профессионализация. Со вторым — развитие мышления, или формирование в его лице образа и подобия Бога.
В рамках третьего — формирование у человека определенной картины мира. С четвертым — включение подрастающего поколения «в жизнь», приобщение его к общечеловеческой культуре и т.д.
Также отметим, что образование ныне уже традиционно делят на начальное, среднее, высшее. Формально образованным считается человек, окончивший все или некоторые ступени существующей системы образования, от школы до вуза или докторантуры. Однако качественная определенность результата образовательного процесса, не совпадает с этими уровнями.
С учетом сказанного, в первом приближении образование можно определить как процесс формирования образованности, а также как квалифицированный (квалификационный) результат этого процесса.
Общее образование сегодня характеризуется тем, в России, как и в зарубежных странах за последние десятилетие произошли существенные изменения в сфере общего среднего образования, затронувшие философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества общего образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты.
Новые параметры функционирования системы общего среднего образования задаются в результате быстрых социально-экономических изменений в обществе, одновременно ставя новые задачи. Нововведений и преобразований в таких условиях просто не избежать. Однако анализ опыта показывает, что практическая реализация реформ встречает два препятствия — недостаток ресурсов и отсутствие механизмов, способных запустить реформы в действие. Дополнительные финансовые возможности и адекватные механизмы реализации образовательных реформ появляются только в результате масштабных социально-экономических преобразований, без которых серьезные изменения в области образования обречены оставаться благими намерениями.
Вместе с тем четко просматриваются общие тенденции в реализации реформ, присущие не только России. Главными из них являются: децентрализация и демократизация управления; расширение автономии учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом; движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования с учетом требований XXI века.
Сегодня в рамках общих тенденций развития системы общего образования заслуживают внимания такие аспекты как:
1. Четкое разграничение в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. С повышением роли общего среднего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых рынках усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координации усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законами, обязанностями и правами в данной сфере.
2. Обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 5-6-летнего возраста. В ряде стран увеличена продолжительность обязательного образования и полного среднего образования. В 169 странах мира (около 80%) продолжительность полного среднего образования составляет 12 лет и более, в 46 странах — 13 лет (например, в Чехии, Румынии). В некоторых странах для получения полного среднего образования отводится меньший срок (например, в Туркмении — 9 лет, Монголии — 10 лет). На определенных этапах школьного образования вводятся новые образовательные стандарты для уровней начального, основного и профильного образования.
3. Заметное смещение акцентов в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-организационных вопросов на проблемы качества обучения, быстрое реагирование систем образования на изменяющиеся потребности в обществе.
4. Превращение системы финансирования образования в мощный экономический рычаг управления: принятие концепции многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от оказываемых услуг школами и их коммерческой деятельности, плата за обучение; отдельных граждан; установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования, по примеру развитой системы адресного финансирования учащихся школ в таких странах, как Нидерланды, Франция, Италия, Венгрия, Япония, США, Канада. В России произошел переход к системе итоговой аттестации по окончании полной средней школы, контролируемой государственными органами образования или независимыми центрами, институтами, организациями. Как аналог единого государственного экзамена, по ряду дисциплин (национальный и иностранный языки, математика, естественные науки и др.) результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных испытаний в вузы, как в Великобритании, Китае, США, Канаде, Швеции, Японии, Болгарии, Венгрии, Египте, Казахстане, Армении, Франции, Германии и многих других стран.
5. Как известно педагогическая практика намного мудрее не только педагогической науки, но и многих реформаторских идей, не прошедших систему экспериментальной проверки, что связано с разработкой и внедрением современной модели социального нововведения через систему механизмов, определяющих эффективность той или иной реформы (для управленческих — 3 года; для начальной, основной и старшей школы соответственно — 4 — 5 — 2 — 7 года). При этом прогноз должен базироваться не только на результатах эксперимента, но и на поднятии престижа труда Педагога, его роли и значимости, демографических процессах, дополнительной потребности в кадрах специалистов развивающегося социально-экономического комплекса, промышленных и коммуникативно-образовательных технологий, изменяющихся интересах личности молодого человека XXI столетия.
2. Основные направления развития общего образования
Основными направлениями развития общего образования являются:
сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири;
совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
разработка преемственных типовых программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;
совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;
развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;
совершенствование системы профессиональной ориентации;
развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;
обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
Ожидаемыми результатами реализации основных направлений:
вступление в силу федерального закона об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования и введение в действие полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе специальных;
качественное обновление содержания общего образования;
реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования, сокращение количества указанных образовательных учреждений, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;
увеличение количества образовательных учреждений общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.
3. Аксиологический подход как важное направление в развитии общего образования
Отличительной чертой современного этапа российского образования является поиск новых ценностно-мировоззренческих оснований.
Аксиологическое образование является процессом и результатом приобщения личности к определенной системе ценностей. Аксиологическое образование как процесс подразумевает развитие целостной системы личности в зависимости от целеполагания, от имеющихся условий, от перехода ценностных ориентации в новое качественное состояние.
Аксиологическое образование как результат овладения ценностями является итогом усвоения ценностных ориентации, выдающимся в качественном и количественном накоплении ценностей как регулятора деятельности личности.
Таким образом, аксиологическое образование как результат является актуальной характеристикой личности, в которой отражается не только ее объективная ценность, но и потенциал аксиологического саморазвития.
Принимая во внимание, что основная задача образования заключается в том, чтобы научить человека жить правильно, в соответствии с общепринятыми в социокультурной системе нормами морали, мы пришли к выводу, что в основе каждой образовательной системы лежит нравственное воспитание, основывающееся на включенных в этот квадрат этических системах. Таким образом, модель «этического квадрата» Р.Г. Апресяна позволяет увидеть этические границы образовательных систем.
При этом следует обратить внимание, что не все части «этического квадрата», и, следовательно, не все образовательные системы, равнозначны. В этическом понимании нравственное совершенство личности возможно при усвоении и ситуативном использовании всех моральных принципов, однако стержневой этической программой является альтруизм. В социальном плане (СИ. Гессен, П.А. Сорокин) ценности альтруизма являются генерализирующими ценностями большинства социокультурных систем.
Следовательно, альтруистическая образовательная система, которая отражает потребности большего числа людей и воспитывающая умение жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с универсальными нормами морали, доминирует среди всех остальных гедонистических, утилитарных и перфекционистских образовательных систем.
Все моральные правила проверяются тем, способствуют они достижению желаемых целей или нет. Следовательно, интерпретация «этического квадрата» с точки зрения достижения личных целей человека, открывает возможность выбора цели, которым будет следовать человек, и способа действий, которые разрешит ему этический контекст системы. Это, в свою очередь, указывает на очертания аксиологических границ образовательных систем.
Воспитание привносит ценностный смысл в цели образования, а педагогические технологии указывают на средства, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. Основная задача воспитания — сформировать у индивида способности и готовности к личностному выбору: интеллектуальному, нравственному, эстетическому. В процессе обучения человек усваивает принятые в данной социокультурной среде способы осуществления этого выбора.
Выделенные Я. Корчаком типы воспитывающих сред — идейной, безмятежного потребления, догматической, внешнего лоска и карьеры — в переложении В.А. Левина совпадают с творческой, безмятежной, догматической и карьерной образовательными средами. Расположив эти типы образовательных сред в системе координат с осями «свобода — зависимость» и «активность — пассивность» В.А. Левин определил, какой тип личности формирует каждая из перечисленных сред. Соединение модели В.А. Левина с моделью «этического квадрата» и его аксиологической интерпретацией позволило дать характеристику образовательных систем и определить природу границ, которыми разделены эти системы.
Предлагаемая модель образовательных систем включает в себя оси синонимичные осям модели В.А. Левина: «свобода», «зависимость», «активность», «пассивность».
Однако, свобода не рассматривается как область отрицательных значений зависимости. «Свобода» заключается в праве личности самостоятельно выбирать, в чем выражается благо. «Зависимость» — в ограничении свободы личного выбора, диктуемого пониманием блага Другими. «Активность» — в том, что человек отдает приоритет следованию собственным целям, а «пассивность» означает содействие целям Других.
Таким образом, предложенная модель указывает, в каких аксиологических пределах проходит формирование образовательных систем. Можно констатировать, что творческие образовательные системы строятся на принципах гедонизма и формируют свободную и активную личность, которая содействует своим личным целям и руководствуется собственными моральными принципами. В безмятежных образовательных системах воспитывается свободная, но пассивная личность. При этом пассивность не означает низкую степень жизненной активности, пассивность в данном контексте следует понимать как осознанное нежелание ставить цель принимать решение. Карьерные системы образования направлены на формирование активной и зависимой личности, которая активно добивается поставленных целей в условиях жесткой конкурентной борьбы согласно общим правилам, развивая в себе качества перфекциониста.
4. Перспективы дальнейшего развития
Перспективы дальнейшего развития системы общего среднего образования специалисты связывают с решением комплекса проблем, задач и вопросов, ориентированных прежде всего на развитие личности молодого человека.
В задачи общего образования и воспитания входят формирование уважения к другим людям, к младшим, к старшим и к ровесникам, к общечеловеческим ценностям, правам и свободам каждого человека, понимания обязанностей членов общества, трудолюбия, коллективизма, обязательности, честности, ответственности и порядочности, человечности и милосердия, усвоение, достойного образа жизни, воспитание чести и достоинства, добродетели и добродетелей, формирование культуры поведения, культуры человеческих отношений и бесконфликтного общения.
Идеями социальной этики, социальной экологии и экологии человека должны быть насыщены все учебные дисциплины. Учитель должен быть не только «предметником», но и воспитателем, носителем культуры, нравственных общечеловеческих ценностей и морали, он должен уметь отразить нравственные проблемы в содержании своего «предмета» и осуществлять нравственное воспитание учащихся в процессе его преподавания.
Жизнеспособное общество должно воспитывать свою молодежь в духе патриотизма: любви к своей Земле, к своей единой многонациональной, многокультурной, многорелигиозной стране — России, к природе своей страны, к великой русской культуре, созданной усилиями всех народов, уважения к национальной культуре каждого народа, к отечественным достижениям в области науки и техники, уважения к победам предков при защите нашей страны. Любовь граждан к своей стране является основой развития общества и государства, системы образования.
При изучении всех предметов в школе во все годы обучения необходимо касаться вопросов патриотического воспитания. Целесообразно это сделать более полно в образовательных областях: обществоведение (при изучении родной истории), филология и искусство (русская и национальная культура), естествознание, математика, технология (вклад российских ученых в развитие мировой и отечественной науки и техники), физкультура (достижения наших спортсменов и ученых во всех областях знаний). Важно при этом избежать перегибов и националистического шовинизма, сохранить уважение к другим народам.
Ускорение темпов научно-технического прогресса, возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от молодого человека теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения анализировать, собирать информацию, выдвигать идеи решения задач, проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности. Творческое развитие учащихся должно осуществляться во все годы обучения в школе, во всех учебных образовательных областях. Эта работа включает ряд этапов: оценку потребностей и возможностей деятельности, сбор необходимой информации, выдвижение идеи проекта, планирование, организацию и выполнение работы, оценку выполненной работы.
Проблемы, которые возникают перед Правительством России в формировании образовательной политики можно разбить на несколько групп.
Первая состоит в обновлении педагогического корпуса. Возрастная структура учителей такова, что через 5-10 лет большая часть из них уйдет на пенсию. Вопрос в том, как сохранить педагогические традиции и привлечь молодежь.
Вторая проблема — информационно-коммуникационные технологии завоевывают свое место в национальной политике и спорах, наибольшее внимание придается развитию информационным и коммуникационным технологиям в системе общего образования.
Третья неотложная проблема — структурная перестройка. Это относится к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни. Данная проблема наиболее часто обсуждается на национальных и международных конференциях по будущему развитию системы образования и его положению в обществе.
Четвертая проблема — управление образованием, состоит в том, как привлечь к участию учителей, учащихся и родителей в управлении. В условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений, что также серьезно повлияет на качество образования и содержание учебных программ, внедрение современных технологий в учебные заведения всех уровней.
В современных условиях всевозрастающие масштабы интернационализации многих сфер общественной деятельности, образования в том числе, обусловливают прежде всего интернационализацию учреждений образования и тех учебных программ, которые они предлагают, а также форм и методов оценки качества образования — это самая актуальная в последние годы Проблема.
Не менее важной проблемой — является определение и обновление содержания общего среднего образования, точнее определение системы содержания, где государственный стандарты, учебные планы, программы и учебники должны играть роль стабилизатора качества и уровень его повышения, ориентируясь прежде всего на отечественный и зарубежный опыт. В решении данной проблемы важное значение имеет четкое планирование не по годам и месяцам, а по логике развития содержательных аспектов, опирающихся на информационные и образовательные технологии, высокий профессионализм специалистов. Проблемы общего образования связаны с проблемами стабильности его как системы, нестабильность — это увеличение не только социальных проблем. При этом целесообразно отметить, что под системностью мы понимаем, прежде всего, стабильность в обновлении содержания общего образования. Иначе мы практикуем движение по быстро меняющимся правилам. В отработке общих правил, ориентированных на благо ребенка мы готовы принять участие.
Заключение
Итак, с учетом меняющихся требований к системе общего образования возникает ряд проблем, требующих решения в ближайшее время. Общемировой тенденцией изменений в области общего образования является переход на стандарты, построенные на компетентностной основе. Это означает, что учащиеся должны не только осваивать необходимый объем знаний, умений и навыков, но и овладевать способностями по использованию полученной в образовательном процессе информации. Поэтому вместе с переходом школ на разработанные государственные образовательные стандарты предстоит начать разработку стандартов II поколения.
В связи с этим возникает ряд более частных проблем, на решение которых необходимо направлять усилия:
Отсутствуют в достаточной степени проработанная методология и новые психолого-педагогические основания для разработки проектов Государственных образовательных стандартов.
Система повышения квалификации работников общего образования в ряде регионов достаточно быстро реагирует на потребности образовательных учреждений, на решение задач модернизации образования. Однако для успешного решения задачи введения стандартов нового поколения она достаточно консервативна, настроена лишь на воспроизводство утративших свою значимость образовательных технологий. Слабая преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования также в значительной степени ослабляет потенциал сети образовательных учреждений при переходе на новые стандарты.
Устаревшее материально-техническое обеспечение не позволяет в должной мере решать задачи введения как существующих государственных образовательных стандартов, так и стандартов нового поколения. В особенности это касается таких учебных предметов как история, обществоведение, экономика и право.
Подведем итог
Общее образование является обязательным. Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Общее образование включает в себя четыре уровня:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
По согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
Общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в форме семейного образования.