МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ
ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ШКОЛЕ
АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
студентки 4 курса 402 группы
направления 44.03.01 – Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование»)
Института филологии и журналистики
СОЛОМАТИНОЙ ДАРЬИ ДМИТРИЕВНЫ
Научный руководитель
доцент, к.ф.н., доцент
О.В. Лапшина _
должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия
Зав. кафедрой
зав. кафедрой, д.ф.н., доцент
О.И. Дмитриева
должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия
Саратов 2020
Введение. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» включен во все основные школьные программы по литературе для изучения в старших классах.
Высокое качество образования, творческое мышление, умение учащихся ориентироваться в большом потоке информации – это именно те требования, которые необходимы для современного человека. Обучение перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. Несмотря на многие изменения, урок по-прежнему остаѐтся главной формой передачи знания детям. До недавнего времени преподавание литературы вышло на новый уровень.
Программы 11 класса претерпели некоторые изменения. В программу введены имена А.П. Платонова, И.С. Шмелѐва, А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова, С.Е. Коледина, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Л.С. Петрушевской и другие. «Разговор эпох» в исследовании курса, заявленный в программах по литературе, считается одним из критериев целостного исследования литературы, так как преемственность литературного становления понимается как синтез духовных ценностей, содержащихся в творениях прошлых эпох и включѐнных в наше время.
Актуальность темы исследования заключается в том, что роман М.А. Булгакова – явление новое и сложное для методики преподавания литературы. Учитель должен направить учеников и помочь им раскрыть основные смыслы и пласты романа. Зачастую в учебно-методическом плане возникают трудности при разработке урока и его преподнесении детям, учителям недостаѐт методических пособий по изучению романа «Мастер и Маргарита».
Объект исследования – творчество М.А. Булгакова.
Предмет исследования – методика изучения романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» в школе.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы.
Задачи:
- Изучить научно-исследовательскую и методическую литературу о романе.
- Рассмотреть наиболее сложные вопросы поэтики романа, которые предложены для изучения в школе: жанрово-композиционное своеобразие, смысл заглавия, нравственно-философскую проблематику, систему образов и их прототипы, смысл финала.
- Проанализировать школьные программы и выявить, как представлено в них изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Разработать методические рекомендации по изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе.
- Разработать технологическую карту урока по изучению романа М.А. Булгакова в 11 классе.
Методы исследования: метод целостного изучения художественного произведения в единстве его содержания и формы, метод теоретического и сравнительно-сопоставительного анализов. В работе последовательно выдержан прикладной аспект, связанный с актуализацией теоретических знаний в конкретные методические приемы анализа текста на уроках литературы.
Теоретико-методологическая база исследования: работы М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской, Б.В. Соколова, А.З. Вулиса, В.Я. Лакшина, В.П. Журавлѐва, В.Г. Маранцмана и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе «Поэтика романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”» рассмотрены жанровые и композиционные особенности романа, смысл заглавия и финала, нравственно-философская проблематика романа и система образов.
В параграфе 1.1 «Жанр и композиция романа. Смысл заглавия»
освещаются взгляды автора и исследователей на уникальность жанра «Мастера
и Маргариты». Мнение исследователей разделились, и каждый относил произведение к определѐнному жанру. В.Я Лакшин определил роман как
«философский»1, И.И. Виноградов считал роман «фантастическим»2, А.З. Вулис называл роман «сатирическим»3, а В.И. Немцев определил жанр
«Мастера и Маргариты» как меннипею 4. Сам же М. А. Булгаков называл свой роман «фантастическим» 5.
Очень точно о жанровом своеобразии романа говорили Б.В. Соколов и американский литературовед М. Крепс. «Роман Булгакова для русской литературы действительно в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со своей стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на скрупулезную историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду»,
— пишет американский исследователь.6 «―Мастер и Маргарита‖», – указывает Б.В. Соколов, – «произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органичного соединения историко- эпического, философского и сатирического начал»7.
В школе рекомендуется для учеников 11 класса рассмотреть такие жанровые характеристики романа как мифологический, философский и бытовой. Такой вариант предлагает Н.В. Беляев в своем методическом
1 Лакшин, В.Я. Литературно–критические статьи / В. Лакшин. – М.: Гелеос, 2004. – С 28.
2 Виноградов, И.И. По живому следу: Духовные искания русской классики: Литературно– критические статьи. / И. И. Виноградов. – М.: Сов. Писатель, 1987. – С. 336..
3 Вулис, А. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» /А. Вулис. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 11.
4 Немцев, В.И. Способы анализа произведений Михаила Булгакова. / В. И. Немцев. – М: Издательские решения, 2017. – С. 138.
5 Булгаков, М.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 8. Письма, записки, телеграммы, заявления / М. А. Булгаков – М: АСТ: Астрель, 2011. – С. 213.
6 Крепс, М. Булгаков и Пастернак как романисты: анализ романов «Мастер и Маргарита» и
«Доктор Живаго» / М. Крепс. Мичиган: Энн Арбор, 1984. — С. 76.
7 Соколов, Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. / Б. В. Соколов. – М.: Наука, 1991. С. 24.
пособии8. УМК под редакцией В.П. Журавлева рассматривает роман как бытийный, философский, фантастический, любовно-лирический, автобиографический и сатирический9. Таких же взглядов придерживаются авторы УМК В.Я. Коровиной10.
Само произведение строится как «роман в романе». Героем одного романа является Мастер и действие его происходит в 30-годы XX века в Москве, героем другого романа (написанного Мастером) является Иешуа Га- Ноцри и действие этого романа происходит в древнем Ершалаиме. Также читатели попадают в некий потусторонний мир. Главы романа Мастера встроены в авторское повествование и истории тесно взаимосвязаны между собой.
Что касается названия романа, то оно менялось. Первоначально М.А. Булгаков рассматривал следующие названия для своей работы: «Гастроль»,
«Сын», «Жонглер с копытом», «Инженер с копытом», «Черный маг»,
«Сатана», «Князь тьмы», «Копыто консультанта», «Он явился». С каждым новым названием менялся и смысл всего романа, видоизменилась структура и концепция романа. В итоге автор остановился на названии, которое нам уже хорошо известно. С одной стороны «Мастер и Маргарита» – роман о писателе и о его творении, но не стоит забывать, что помимо этого в названии присутствует имя главной героини. Названием романа автор утверждает, что счастье человечества заключается в слиянии творчества и любви.
В параграфе 1.2 «Нравственно-философская проблематика романа» нами рассматриваются вопросы, которые были затронуты М. А. Булгаковым в своѐм романе и которые актуальны и современны во все времена. Опираясь на
8 Беляев, Н. В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 11 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций : углубл. Уровень / Н. В. Беляев. – М.: Просвещение, 2017. – С. 502-506.
9 Журавлева, В. П. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 11 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Журавлѐва. – М.: Просвещение, 2017. – С. 536
10 Коровина, В. Я. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2017. – С. 136.
рекомендации, содержащиеся в школьных программах, выделен следующий список проблем, поднятых М. А. Булгаковым в романе11:
- Проблема власти и народа
- Добра и зла
- Веры и неверия
- Любви и творчества
- Свободы и несвободы
Большое внимание на уроках литературы в 11 классе уделяется теме добра и зла, остальные темы рассматриваются поверхностно.
М. А. Булгаков считает, что на земле добро уравновешивается злом и одно не может существовать без другого. Именно через своих героев, автор демонстрирует своѐ отношение к добру и злу, а точнее, что ни Бог, ни Дьявол не принуждают людей поступать так, а не иначе. Каждый вправе сам выбирать, и уже выбор станет либо наказанием, либо дарованием «покоя» или «света».
В параграфе 1.3 «Система образов романа» рассматриваются основные герои романа и их возможные прототипы.
Самая популярная версия – считать Мастера прототипом самого М.А. Булгакова. Данной точки зрения придерживался исследователь Б. Соколов, он сравнивал героя романа и автора по внешним признакам12. Кураев выдвинул мнение, что Мастер неспроста написал произведение, а по указанию Воланда и сравнил мастера с героем романа Гѐте13.
Мастером в произведении писателя называет Маргарита. До написания романа судьба Мастера складывалась довольно благополучно. Он выиграл неплохую сумму, построил библиотеку, встретил замечательную женщину,
11 Подробный анализ программ представлен в параграфе 2.1 ВКР.
12 Соколов, Б.В., Расшифрованный Булгаков: Тайны «Мастера и Маргариты» / Б. В. Соколов:
— Эксмо. 2010. – С. 594.
13 Кураев, А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против / А. Кураев. – М.: Издательство Автограф, 2012. – С. 192.
которая любит его. Но он очень слаб, не выдержав, критики, он сжигает роман, отрекается от возлюбленной, несмотря ни на что, уходит в клинику для душевнобольных. Здесь развивается тема свободы творческой личности в несвободном тоталитарном государстве.
Из-за своей слабости, из-за того, что Мастер предал не только ту, которая его всегда поддерживала, но и свой талант «он не заслужил света, а заслужил только покой» 14.
Появилась Маргарита в романе не сразу, а с появлением в жизни Булгакова его будущей жены – Елены Шиловской. Именно она и послужила прообразом для героини15. Соколов Б.В. выдвинул свою позицию, указав на то, что булгаковская Маргарита напоминает образ Маргариты Валу, жены Генриха IV. Подтверждение данной точки зрения можно найти в самом романе. Один из участников Варфоломеевской ночи называет еѐ «светлой королевой Марго»16.
Маргарита берѐт на себя роль спасительницы, вместо отказавшегося от борьбы Мастера. Для неѐ нет преград, и она не боится ошибиться, не боится трудностей, ведь ею движет любовь. Несмотря на то, что Маргарита становится ведьмой, она остаѐтся милосердной (история с Фридой) и светлой.
Свита Воланда. Эта компания состояла из следующих персонажей: Коровьев-Фагот, Азазелло, кот по кличке Бегемот и ведьма — вампир Гелла.
Фагот является старшим из компании демонов. В романе он примеряет на себя разные роли. Если рассуждать о происхождении фамилии и прозвища, то на ум приходит произведение Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» с его Коровкиным и повесть А.К. Толстого «Упырь» с Теляевым,
14 Киселева, Л.Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» /Л. Ф. Киселѐва. Литературные традиции в поэтике М.Булгакова: Межвуз.сб. научн.бр. — Куйбышев. 1990. – С. 78.
15 Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. / М. О. Чудакова. — М.: Книга, 1988. — С. 496.
16 Соколов, Б.В. Булгаковская энциклопедия./ Б.В. Соколов. – М.: Локид; Миф, 1996. – С. 1.
который был рыцарем и вампиром, как и герой романа «Мастер и Маргарита». Ну а «фагот» – это музыкальный инструмент, с которым Коровьев был схож.
Азазелло – демон — убийца. Его имя происходит от имени Азазел (ь).
Это имя отрицательного героя из книги Еноха (Ветхий Завет)17.
Кот-бегемот – самый любимый шут Воланда. Бегемот – любитель хорошо покушать, Булгаков не просто так указывает на это, дело в том, что таким образом автор высмеивает людей, которые просто скупали всѐ с полок и набивали желудки. Также принято считать, что прототипом послужил демон- Бегемот. Это демон чревоугодия и распутства. Он мог принимать разные облики животных18.
Гелла является женщиной-вампиром в свите Воланда. Главной задачей Геллы было исполнение вспомогательных функций. Прототипа героиня не имеет, но Б. В. Соколов пишет о том, что имя для героини М. А. Булгаков позаимствовал из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», а точнее из конкретной статьи, которая называется «Чародейство»19.
В редакции 29 – 30 гг. Воланд был представлен в более отвратительном внешнем виде, но в дальнейшем Булгаков пересмотрел данный образ и создал его более величественным и могущественным. Воланд – это князь тьмы. Он возглавляет мир потусторонних сил. «… Так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» 20. Воланд не совсем гуманными методами наставляет людей на истинный путь. И нужно заметить, что его методы действуют. Он не карает честных и добрых людей, он разоблачает лгунов, наказывает взяточников, доносчиков, злых и подлых людей.
17 Аверинцев, С. С. Азазель. / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира: энцикл. в 2 т. Т. 1. А – К. – М., 1994. – С. 50.
18 Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия / Б.В. Соколов. — М.: Локид; Миф, 1996. – С. 586.
19Там же. – С. 590.
20 Булгаков, М.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 7 «Мастер и Маргарита» / М. А. Булгаков – М: АСТ: Астрель, 2011. – С. 4.
Сам Булгаков утверждал, что у Волонда нет никаких прототипов и искать их нет смысла 21, но многие исследователи находили прообразы «князя тьмы». А. Барков, например, считает возможным предположить, что под образом Воланда Булгаков подразумевал конкретную личность. Более того, в своей работе А. Барков проводит параллель: Воланд – Ленин22. Поддерживает эту точку зрения и исследователь Б. В. Соколов23. По мнению других исследователей, образ Воланда ориентирован на гѐтевского Мефистофеля. Само имя Воланд взято из поэмы «Фауст»24.
Понтий Пилат – римский прокуратор Иудеи. В руках у прокуратора жизни людей, он решает, что будет с ними. Встреча с Иешуа Га-Ноцри поставила его перед выбором: подчиниться высшей власти или поступить по совести. Испугавшись, Понтий Пилат был приговорѐн к душевным терзаниям. Чтобы заглушить боль, Пилат приказал убить Иуду, который предал Иешуа, но даже это не облегчило страдания прокуратора. По просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат в последней главе романа получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге. Таким образом, идея прощения и милосердия, – одна из центральных в романе.
Иешуа Га-Ноцри – герой романа Мастера. Характеристика Иешуа Га- Ноцри в наибольшей степени дается при помощи цитат. Портретная характеристика дана довольно скупо. Несмотря на жизненные трудности и невзгоды, герой добр по своей природе. Он считает всех людей такими же добрыми: «Злых людей нет на свете», «есть только люди несчастливые» 25. В.И. Немцев пишет: Иешуа – это «авторское воплощение идеала положительного
21 Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. / Б.В. Соколов. — М.: Локид; Миф, 1996. – С. 586.
22 Барков, А. Роман Булгакова Мастер и Маргарита: альтернативное прочтение. / А. Барков.- М.:Филио, 1994. – С. 56.
23 Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. / Б.В. Соколов. — М.: Локид; Миф, 1996. – С. 364.
24 Поздняева,Т. Воланд и Маргарита. / Т. Поздняева. – М.: Амфора, 2007. – С. 86-90.
25 Булгаков, М.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 7 «Мастер и Маргарита» / М. А. Булгаков – М: АСТ: Астрель, 2011. – С. 34.
человека, к которому направлены стремления героев романа. Самая распространѐнная версия прототипа Иешуа – это Иисус Христос. Но утверждать, что образ Иешуа были списан с образа Иисуса нельзя, так как у них есть отличия. Как известно из Библии, Иисус был казнѐн в возрасте 33 лет, а в романе Булгакова, Иешуа умирает в возрасте 27 лет. Также отличительной особенностью этих двух образов является и то, что у Иисуса было 12 учеников, а у Иешуа всего один – Левий Матвей. Булгаковский Иешуа не помнит своих родителей, а родители Иисуса называются во всех Евангелиях. М. А. Булгаков не копирует библейский образ, а создает образ человека, к которому людям надо стремиться.
В параграфе 1.4 «Смысл финала» рассмотрены споры исследователей, касающиеся финала романа. В.П. Крючков считает, что финал «Мастера и Маргариты» созвучен с финалом «Божественной комедии»26. Мастер и Маргарита, как и главный герой «Божественной комедии», видят «свет», но не получают его, так оба грешны и не заслуживают его. Но обретают покой и душевную свободу. Также исследователь говорит о том, что и покоя невозможно достигнуть и это всѐ обман Воланда. И. Л. Галинская в своей работе пишет: «Покой – награда за все земные страдания человека ―истинного‖, покой олицетворяет вечность, вечный дом. А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, ―посредствующая между землѐй и солнцем‖, вернее, походящая на мост лунная дорожка»27.
Так каков же финал, положителен или трагичен? Однозначного ответа нет и быть не может. И об этом стоит помнить, когда размышляешь над романом с учащимися 11 классов. Да, кажется, что М. А. Булгаков не справедлив к своим героям. Иешуа умирает, так как его проповеди никому не нужны, Мастер не может найти поддержки в обществе, отчаивается и умирает.
26 Крючков, В. П. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога романа М .Булгакова / В. П. Крючков // Русская литература. — 1995. — №3. — С. 25-29.
27 Галинская, И.Л. Загадки известных книг / И. Л. Галинская. — М: Наука, 1986. – С. 84.
Маргарита, которая любит Мастера и жить не может без него, также покидает мир людей. Но, несмотря на всѐ это, каждый из героев получает то, чего ему сильнее всего не хватало. Мастер – покой, Маргарита – навсегда остаѐтся со своим возлюбленным, как она и мечтала, Понтий Пилат – который мучился из- за казни Иешуа, обретает покой и встречает бродячего философа, а значит и Иешуа обретает того, кому необходимы его проповеди.
Всѐ в этом мире не случайно, не зря Воланд говорит: «Всѐ будет правильно на этом построен мир» 28. Добро и зло не борются за первенство, они уравновешивают мир, и рано или поздно справедливость настанет для каждого.
Во второй главе работы «Методические рекомендации по изучению романа в школе» проанализированы УМК и методические статьи по изучению романа М.А. Булгакова и предложены для учителя пути и варианты изучения романа.
В параграфе 2.1 «Анализ УМК и школьных программ» была рассмотрена статья Е.В. Карсаловой (автор предлагает отвести на изучение романа 4 часа), статья Н.П. Ягупова (отводит 5 часов на изучение романа), рассмотрены программы под реакцией В.Г. Маранцмана (он так же предлагает
5 часов на изучение), Программа по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В. Я. Коровиной предлагает изучение романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» на протяжении 6 часов. УМК под редакцией В. П. Журавлѐва предлагает учащимся познакомиться с 3 работами М.А. Булгакова: цикл рассказов «Записки юного врача», повесть «Собачье сердце» и роман
«Мастер и Маргарита». Если на первые две работы отводится по 1 часу, то
«Мастер и Маргариту» школьники изучают на протяжении четырѐх часов. В рабочей программе Г. С. Меркина предлагается 6 часов работы с романом
«Мастер и Маргарита». И. Н. Сухих в своих разработках предлагает на
28 Булгаков, М.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 7 «Мастер и Маргарита» / М. А. Булгаков – М: АСТ: Астрель, 2011. – С. 490.
изучение романа, посвятить 7 часов. Программа предлагает проведение различных типов уроков, всѐ зависит от выбора учителя и класса, с которым он работает. Предлагается преподавать материал следующим образом: в виде семинара, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и т.д. Рабочая программа по литературе для старших классов под редакцией А. Г. Кутузова, направлена на освоение «литературы, как искусства слова». На изучение романа «Мастер и Маргарита» отводится 4 урока.
В основном программы по литературе предлагают следующие темы по изучению романа: «Роман М.А. Булгакова ―Мастер и Маргарита‖». Композиция, проблематика и философская концепция романа» (В. П. Журавлѐв, Ю. В. Лебедев, В. Я. Коровина, В. Г. Маранцман); «Художественные параллели в романе М.А. Булгакова и их назначение. Тема тьмы и света в романе» (В. П. Журавлѐв); «Проблематика романа ―Мастер и Маргарита‖. Судьба художника. Смысл финала романа» (В. П. Журавлѐв); «М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность» (В. Я. Коровина); «Три мира в романе ―Мастер и Маргарита‖» (В.Я. Коровина, Ю.В. Лебедев, Г.С. Меркин); «Любовь и творчество в романе ―Мастер и Маргарита‖» (В.Я. Коровина, Ю.В. Лебедев, Г.С. Меркин, В.Г. Маранцман); «―Мастер и Маргарита‖» как ―роман-лабиринт‖ со сложной философской проблематикой» (Г.С. Меркин); «Нравственно- философское звучание ―ершалаимских‖ глав» (Г.С. Меркин); «Сатирическая
―дьяволиада‖ М.А. Булгакова в романе» (Г.С. Меркин); «Меж верой и сомнением (традиции Пушкина и Гоголя в романе ―Мастер и Маргарита‖)» (В.Г. Маранцман); «Автор в романе» (В.Г. Маранцман); «Христианские мотивы и смысл романа» (В. Г. Маранцман); «Произведения Булгакова на сцене и в кино» (В.Г. Маранцман).
Научная школа А.В. Хуторского 29 предлагает два наиболее оптимальных варианта изучения романа «Мастер и Маргарита». В первом варианте, используется по большей части чтение и воспроизведение текста самого романа, и эвристический метод работы. Данный вариант предполагает, что после вступительного слова учителя, дети преступают к анализу отдельных глав романа. Главы выбираются учителем самостоятельно. На завершающем этапе работы, учащиеся и учитель подводят итоги и делают выводы. В момент изучения романа, учителем используются и другие методические приѐмы, но в меньшей степени, нежели метод эвристического обучения. Такой вариант обсуждения романа М.А. Булгакова подходит как для сильных классов, так и для более слабых. Во втором варианте сочетаются, главным образом, репродуктивно-творческий и исследовательский методы обучения, другие — в меньшей степени. Учитель начинает изучение с лекции о значимости романа в истории литературы. На последующих уроках ученикам предлагаются темы, они готовят доклады или сообщения. Если первый вариант подходил для сильных и слабых учащихся, то данный вариант подойдѐт для классов со средним уровнем и для классов сильных.
В параграфе 2.2 «Применение технологии развития критического мышления при изучении романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», нами рассмотрены особенности данной технологии и разработан фрагмент урока с ее использованием. Технология критического мышления имеет три стадии – это стадия вызова, стадия осмысления и рефлексии 30. Мы
29 Научная школа А.В. Хуторского. Эвристическое обучение. [Электронный ресурс]:.URL:http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_training.htm (дата обращения: 04.05.2019) Загл. с экрана. Яз. рус.
30 Клустер, Д. Что такое критическое мышление [Электронныйресурс]:[сайт].URL: http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 15.05.2020) Загл. с экрана. Яз. рус.
попробовали спроецировать данную технологию на урок, посвящѐнный теме
«Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Первая стадия – вызов. Используя цитату из романа «Злых людей нет на свете», задаѐм детям вопрос, что они думают о данной фразе? Какие вопросы у них возникают, когда они слышат данную цитату? Так начинается первая стадия. Вторая стадия – осмысление. Учитель предлагает рассмотреть несколько героев романа и понять, к какой группе они относятся. К группе «добро» или «зло». Третья стадия – рефлексия. Учащиеся подводят итог работы. Выясняют, какие вопросы были рассмотрены, а какие – так и остались не раскрыты.
В параграфе 2.3 «Киноинтерпретации романа на уроках литературы», говорится о междисциплинарных связях при изучении литературы, в данном случае – литературы и кино.
Многие режиссѐры пытались экранизировать роман: первую попытку экранизации романа М.А. Булгакова сделал польский режиссѐр Анджей Вайда (1972), следом за ним Александр Петрович (1972), потом Мацей Войтышко (1989), Юрий Кара (1994).
На сегодняшний день самым популярным стал многосерийный телесериал «Мастер и Маргарита», снятый Владимиром Бортко в 2005 году. Главной задачей режиссера была снять сериал как можно более близкий тексту романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Т.В. Рыжова в своей статье «Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы»31, предлагает разделить класс на 3 группы и каждой группе дать определѐнное задание. Группа 1 выделяет образы природного и вещного мира: пейзаж, интерьер и экстерьер строений, вещи, животные – и пытается понять, как они связаны между собой. 2 группа занимается тем, что рассматривает ершалаимские главы и анализирует героев, которые там встречаются. 3 группа
31 Рыжова, Т. В. «Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы / Т. В. Рыжова
// Литература . — 2006. — №8. — С. 10-11.
занимается анализом образов людей, их чувств, мыслей, состояния душевного и физического, рассматривают детали, подчѐркивающие какие-либо качества героев. В основе урока – сравнительно-сопоставительный анализ.
В Заключении подведены основные итоги работы. Проанализированы мнения исследователей, связанных с тематикой и проблематикой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», смыслом заглавия, сложным жанровым определением романа – философский, сатирический, фантастический и др., особенностями композиции – «роман в романе», мир реальный, исторический и мистический; рассмотрены герои романа и, по возможности, указаны их прототипы, рассмотрены споры о финале романа. Все эти вопросы по роману включены в школьные программы, и данные материалы и рекомендации необходимы учителю при изучении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе.
Исследование научно-методической литературы показало, что учителям катастрофически не хватает школьных часов для полного, осмысленного анализа романа. При анализе романа на уроках литературы учителю важно привлечь ученика к сотрудничеству. Здесь большую роль сыграет применение технологии развития критического мышления, проблемные вопросы, междисциплинарные связи при изучении романа, использование разнообразных форм и методов работы.
Список использованных источников насчитывает 71 наименование.
В Приложении представлена технологическая карта урока литературы для 11 класса «Тема любви, творчества и вечности в романе М.А. Булгакова
―Мастер и Маргарита‖».