Программа курса повышения квалификации педагогических работников «Дошкольная педагогика в условиях реализации ФГОС»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
«Дошкольная педагогика в условиях реализации ФГОС»

Срок обучения: 2 недели (72 ч.)

ДПО-Дошкольная-педагогика

Программа повышения квалификации «Дошкольная педагогика в условиях реализации ФГОС» предназначена для педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений: заведующие ДОУ, методисты, старшие воспитатели детских садов, педагоги ДОУ, преподаватели педагогических колледжей, педагоги учреждений дополнительного образования, работающих с дошкольниками.

Цель и задачи дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Дошкольная педагогика в условиях реализации ФГОС».

Процессы стандартизации Российской образовательной системы предполагают введение федеральных государственных образовательных стандартов. Федеральный закон от 29.12.2016 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») впервые признал дошкольное образование первым уровнем системы общего образования. С 01.01.2014 принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). В связи с переходом на ФГОС ДО вводятся новые стандарты обучения и воспитания детей. В соответствии с требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимы изменения в содержании профессиональной деятельности педагогов. Для достижения данной цели и разработана программа переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций.

Направление подготовки: Педагогика.

Программа «Педагогика и методика дошкольного образования» является дополнительной образовательной программой профессиональной переподготовки, предназначенной для переподготовки работников дошкольного образования. Программа ориентирована на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки. В основу систематизации материала положены идеи развития личности ребенка в контексте детских видов деятельности по образовательным областям, определённым ФГОС ДО. Программа содержит дисциплины, дающие характеристику особенностей психического, физического, личностного развития ребенка дошкольного возраста, а также условий, в которых оно происходит.

Целью подготовки слушателей по данной программе является: формирование профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, проявляющейся в обобщенных способах педагогической деятельности, системном видении процесса развития личности ребёнка в контексте современных развивающих технологий.

Задачами программы является освоение слушателями теоретических знаний и практических способов профессиональной деятельности в сфере воспитания детей дошкольного возраста:

–       формирование у педагогов знаний, необходимых для осознания самоценности и особой значимости периода дошкольного детства;

–       углублённое изучение общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребенка дошкольного возраста, поиск и выбор адекватных путей, средств, методов воспитания;

–       формирование профессиональных компетенций, необходимых для реализации видов педагогической деятельности, характерных для взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Учитывая широкий спектр решаемых задач, программой предусмотрена теоретическая, методическая, методологическая подготовка, обеспечивающая знаниями дошкольной педагогики и психологии, способами рационального применения образовательных технологии, разработки индивидуальных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.

Требования к квалификации слушателей

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются

1)      лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2)      лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в процессе обучения (в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования1 и в рамках преемственности по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам СПО и(или) ВПО)

Перечень профессиональных компетенций определяется в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования2, требованиями профессионального стандарта «Педагог»3 и являются преемственными федеральным государственным образовательным стандартам среднего  профессионального образования4.

1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638)

2 Приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»

3 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

4 Приказ от 05.11.2009 №530 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 дошкольное образование»

 

В рамках обучения по программе осуществляется качественное изменение (формирование) следующих компетенций:

–       следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

–       оценивать роль и место актуальных знаний и умений в профессиональной деятельности;

–       организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

–       проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

–       использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

В содержание Программы «Дошкольная педагогика в условиях реализации ФГОС» входит:

— Предмет, задачи, основные понятия педагогики как науки. Методы психологопедагогических исследований. Инфраструктура педагогической науки.

— Связь педагогики с другими науками, дошкольная педагогика в системе педагогических наук.

— Сущность педагогического процесса, его структура. Целостность как основная характеристика педагогического процесса. Современные модели организации педагогического процесса в ДОУ.

— Педагогическая технология как понятие педагогики. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

— Семейная педагогика как наука и её источники. Задачи и методы семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками.

— Дидактика как наука, ее понятия. Современные проблемы общей и дошкольной дидактики.

— Сущность обучения, его структура, движущие силы. Характер и особенности обучения в дошкольном образовательном учреждении.

— Содержание образования в современной дидактике. Сущность и основные факторы влияния на его развитие. Содержание образования в дошкольном учреждении. Стандартизация дошкольного образования.

— Закономерности и принципы обучения как категории дидактики. Характеристика системы принципов организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

— Методы обучения: понятие, сущность, структура. Классификация методов и основные способы их реализации. Специфика реализации методов организованной образовательной деятельности в детском саду.

— Мониторинг образовательного процесса в дошкольном учреждении. Педагогическая диагностика достижений детей дошкольного возраста.

— Содержание воспитания: понятие, закономерности и принципы его реализации. Особенности реализации принципа гуманизации в содержании воспитания дошкольников.

— Содержание, формы и методы эстетического воспитания дошкольников. Реализация интегративного подхода к эстетическому развитию дошкольников.

— Экологическое образование дошкольников: сущность, содержание и принципы его конструирования. Методы и формы организации.

— Умственное воспитание детей дошкольного возраста: задачи, средства, формы и методы организации познавательной деятельности детей на разных этапах дошкольного детства.

— Социально-нравственное воспитание дошкольников: содержание, формы и методы.

— Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: специфика, виды, содержание, формы и методы его организации в разных возрастных группах детского сада.

— Игра в воспитании детей дошкольного возраста: её значение в жизни ребёнка, классификация, содержание и особенности организации разных видов игр в условиях детского сада.

— Одаренный ребенок как феномен современной психолого-педагогической науки. Проявления одаренности в дошкольном возрасте. Специфика обучения и воспитания одаренного дошкольника.

— Социальное взаимодействие как условие повышения качества дошкольного образования. Современная модель взаимодействия детского сада с семьёй.

— Детский коллектив: сущность, педагогические функции, стадии становления. Условия воспитания основ коллективных взаимоотношений в дошкольном возрасте.

— Проблема здоровья детей в современной педагогике. Физическое воспитание детей дошкольного возраста как условие формирования здорового ребенка.

— Инновации в образовании: понятие, классификация. Педагогическая инноватика – как отрасль научного знания.

— Педагогическое творчество и новаторство. Методическое творчество известных педагогов-новаторов и их влияние на инновационную деятельность современного педагога.

Средства обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия.

Форма обучения: обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале.

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

По итогам освоения программы повышения квалификации обучающийся получает Удостоверение о повышении квалификации установленного образца. 

Программа повышения квалификации: «Дошкольная педагогика в условиях реализации ФГОС» реализуется с использованием ЭО и ДОТ и осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы, действующими нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс.

Применение ЭО, ДОТ отражается в рабочих программах дисциплин (модулей) с указанием используемой для формирования ЭИОС ресурсной базы и расчетом трудоемкости для обучающегося с учетом особенностей организации учебного процесса в ЭИОС.

 

Пролистать наверх